четверг, 15 января 2015 г.

мачта


Типы мачт. Если речь идет о крупных яхтах, установку мачты и ее уборку, как правило, производят по одному лишь разу в году: установка весной и уборка осенью. Владельцам трейлерных яхт приходится заниматься таким делом заметно чаще. Еще легче решиться на установку или уборку мачты, если она принадлежит легковесному швертботу. Сами процедуры, установки и уборки, во многом зависят от конструктивного типа мачты. Наиболее популярны два их типа: заваливающиеся и втыкаемые.
Заваливающаяся мачта. Предельно проста процедура установки мачты заваливающегося типа, если яхта не велика. В таком случае мачту укладывают вдоль палубы, пяткой к носу, закрепив ее в пасынках одним болтом. До начала подъема закладывают верхние ванты и ахтерштаг за штатные путенсы. Такое мягкое крепление дает гарантию того, что при подъеме мачта не завалится случайно на левый или правый борт, не перевалится в сторону носа яхты.
После этого начинают, собственно подъем, используя ручную силу трех матросов: двое из них подпирают мачту (которая начинает поворачиваться вокруг болта), третий матрос подтягивает на себя с носа яхты форштаг. Как только мачта приходит к вертикальному положению, закладывают второй болт, а также нижние ванты и форштаг. Этим заканчивается наиболее трудоемкая и ответственная часть работы. Обтянуть снасти стоячего такелажа, произвести настройку мачты можно и без особой спешки - в целом, можно считать, мачта уже установлена. Очевидно, что уборку такой мачты производят в обратном порядке.

Если яхта велика, хотя и не слишком, полезным может оказаться простейшее устройство, носящее название "ют": рычаг, дополненный талями. Длина такого рычага приблизительно равна длине основания переднего парусного треугольника. Перед началом подъема рычаг устанавливают под большим углом, практически поперек мачты. Сам "ют" бывает одноногим или двуногим. Одноногий "ют" упирают основанием в пятку мачты, двуногий - в оковки на палубе, располагающиеся по бортам, вблизи вант-путенсов.
Действие такого рычага в процессе установки мачты фактически имитирует действия матроса, который должен был бы подтягивать форштаг. Применение механического устройства, однако, дает определенные преимущества. Во-первых, наличие рычага в момент начала подъема позволяет направлять тянущее усилие не вдоль мачты (как вынужден поступать матрос), а сразу же под углом к ней (чем длиннее рычаг, тем больше угол). Во-вторых, наличие талей позволяет создавать значительно большее тянущее усилие.
В-третьих, что часто бывает крайне полезным, при использовании "юта" процесс установки мачты может быть приостановлен в любом промежуточном положении: матросы с поднятыми вверх руками не простоят и минуты, ходовой же конец талей всегда можно заложить, хотя бы на время, за ближайшую утку.
В этом случае верхние ванты и ахтерштаг также закладывают загодя. Для подтягивания мачты используют, однако, не форштаг, а стаксель-фал. О форштаге вспоминают, и закладывают его за свою оковку, лишь после того как мачта придет в вертикальное положение. Только после этого освобождают тали и убирают "ют". Уборку мачты, используя "ют", производят в обратном порядке.
Мачта достаточно большой яхты безнадежно тяжела. При ее установке не обойтись уже ни силами рук матросов, ни возможностями "юта". В таком случае нет альтернативы услугам подъемного крана. Впрочем, заваливающиеся мачты устанавливают чаще всего на яхтах, используемых для плаваний по внутренним водным путям, пересеченным многочисленными мостами и прочими препятствиями, перед каждым из которых приходится опускать мачту. Но такие плавания редко совершают уж очень крупные яхты.
Втыкающиеся мачты. При установке мачты такого типа, как правило, без подъемного крана не обойтись. Такую мачту приводят вначале в вертикальное положение, затем пропускают основанием через отверстие в палубе (через пяртнерс), после чего упирают ее шпором в степс.
Подготовительная работа при этом сводится к тому, что бегучий такелаж (фалы, топенанты и прочее) заранее обтягивают, элементы стоячего такелажа, собранные в группы, прихватывают к мачте: снасти правого борта с правой стороны, снасти левого борта - с левой стороны. Соответствующие прихватки делают в таком месте, чтобы после прихода мачты в конечное положение они на полтора метра возвышались над палубой яхты.
Полезно бывает предусмотреть, чтобы все нужные болты заранее были заведены в штатные для них отверстия, например, талрепов, соответствующие шплинты - мягко разведены. Если поступить таким образом, процедура закладки вант и штагов будет протекать без суеты и судорожных поисков требуемых элементов крепежа.
Важная деталь - огон, к которому должен крепиться крановый строп. Такой огон должен обладать достаточной прочностью. Его следует исполнить в виде беседочного узла, настолько свободного, чтобы он мог свободно перемещаться вдоль мачты. Когда установка мачты будет завершена, крановый строп освобожден, огон должен сам собой соскользнуть, например, к палубе. Изначально размещать его полагается в районе краспиц (под краспицами). Если мачта имеет топ-краспицы, огон следует подвести под них.
Единственное, что может и должна делать команда яхты в процессе такого подъема мачты (с применением подъемного крана), это контролировать перемещения ее основания. На заключительном этапе такой контроль обеспечит попадание пятки мачты в пяртнерс, шпора в степс. На полпути к завершению установки мачты такой контроль позволит уберечь анемометр и антенны, закрепленные на топе мачты, от чрезвычайно опасных для них случайных ударов об элементы близлежащих строений, о стрелу крана.
Убедившись в том, что шпор мачты пришел в степс, крепят и обтягивают вначале верхние ванты и штаги (форштаг и ахтерштаг). Только после этого, ни в коем случае не раньше, отдают крановый строп.
Настройка мачты
Маркировка талрепов. Если условия плавания яхты таковы, что ее экипажу приходится часто убирать и устанавливать, соответственно, часто настраивать мачту, полезным оказывается простейший прием - маркировка талрепов. Отмаркированные по предыдущей настройке талрепы, оставленные в положении, близком к штатному, при последующей установке мачты сразу же приводят такелаж и саму мачту к конфигурации, близкой к требуемой.
До смешного прост еще один полезный прием. Если есть желание выставить мачту строго вертикально, можно посоветовать воспользоваться подсказками импровизированного отвеса. В такой отвес быстро превращается грота-фал или топенант, на коренном конце которого укреплен обладающий заметной массой предмет, например, гаечный ключ.
Топовое вооружение. Принцип, исповедуемый при настройке мачты топового вооружения, сводится к следующему: "снизу-вверх". В соответствии с ним настройку такелажа начинают с обтягивания нижних вант. При этом вначале набивают передние нижние ванты, требующие несколько большего натяжения, чем задние. Еще один секрет: верхние ванты требуют большего натяжения, чем нижние (иначе верхушка нагруженной мачты будет отваливаться под ветер). Натяжение нижних вант при этом должно быть значительно больше натяжения промежуточных вант.
Общее правило таково: верхние ванты должны быть обтянуты с силой, составляющей приблизительно 15% от отвечающего им разрывного усилия (что составляет примерно 10% весового водоизмещения яхты). Окончательную проверку настройки вант можно произвести лишь на ходу яхты: на остром курсе средняя часть правильно настроенной мачты не должна уходить ни на ветер, ни под ветер. Провисать могут подветренные ванты, но ось мачты должна оставаться абсолютно прямой. Уход топа мачты на ветер означает, что дополнительно обтянуть следует нижние ванты. Уход топа под ветер означает, что дополнительно обтянуть следует верхние ванты. Ахтерштаг набивают в среднем до 20% его разрывной нагрузки.
Вооружение "7/8" (со стреловидными краспицами). Характер нагруже-ния форштага для схемы "7/8" с ее смещенными в корму верхними вантами и бакштагами напоминает характер нагружения ахтерштага для схемы топового вооружения. Это объясняет, почему верхние ванты при схеме "7/8" принято набивать очень сильно. Вызываемый этим прогиб мачты гасят, управляя натяжением задних нижних вант.
Действия, завершающие установку мачты. Установку мачты завершают тем, что крепят к ней гик с оттяжкой гика. Далее соединяют электрические контакты линий, уходящих к топу мачты, проверяют их работоспособность. Обязательно проверяют плотность поджатая контргаек, фиксирующих выбранное положение талрепов. Их состояние проверяют в любом случае, особенно же необходимо это сделать, если талрепам предстоит быть упрятанными в защитные покрытия.
Уборка мачты. Прежде чем приступить к уборке мачты, производят следующие подготовительные действия:
- убирают грот (оставляемый на гике);
- отдают топенант и оттяжку, снимают гик;
- размыкают контакты электрических проводов, подведенных к мачте;
- разобщают антенные разъемы (на ахтерштаге);
- отсоединяют и прихватывают к мачте нижние ванты и бакштаги;
- на прочих вантах и штагах на одну-две нитки ослабляют талрепы;
- удаляют брюканец (мачта проходит сквозь палубу) или гайки на болтах (складная мачта).
Устанавливают яхту так, чтобы ось мачты располагалась поближе к ноку стрелы крана (или подводят соответствующим образом стрелу крана). Внимательно следят при этом за тем, чтобы топ мачты с его датчиками и антеннами оставался на почтительном расстоянии от стрелы. Подводят строп под оковки верхних краспиц (сами краспицы уже вытащены из оковок и прихвачены, вместе с вантами, к мачте). Поддернув мачту (шпор готов покинуть степс), отдают оставшиеся элементы стоячего такелажа, их также прихватывают к мачте.
Наконец, извлекают мачту и краном переносят в отведенное ей место на берегу. К этому моменту там должны быть подготовлены и грамотно расставлены "козелки" подходящей высоты, снабженные эластичными прокладками.
Мачта на берегу
Проверка и консервация мачты.
После того, как мачта оказалась на берегу, производят действия, нацеленные на проверку ее технического состояния и подготовку к береговому хранению:
- проверяют все болты и стопорные кольца;
- проверяют оковки, заклепочные швы, сварные швы, болтовые соединения на наличие трещин;
- заменяют рабочие фалы тонкими проводниками;
- тросы и проволоку проверяют на наличие износа и разрывов;
- проверяют легкость хода фаловых и прочих блоков;
- устраняют возможные повреждения электропроводки, проверяют работоспособность электрических разъемов;
- промывают мачту с мылом;
- стоячий такелаж протирают ветошью с керосином;
- чистят и смазывают талрепы. Приведенная к такому состоянию
мачта почти готова к длительному, например, зимнему хранению.
Обращение с мачтой на берегу.
Мачту полагается хранить лежащей лик-пазом (или рельсом) вниз. В таком ее положении никакая влага не будет скапливаться в потаенных местах, оказывая исподволь свое вредоносное воздействие.
Ошибкой будет хранить мачту, плотно обернув ее, вместе со стоячим такелажем, пластиковой пленкой: пространство, "охраняемое" такой пленкой, - идеальная среда для конденсации паров и развития коррозии. Прижатые к алюминиевой мачте стальные штаги и ванты (что само по себе не есть хорошо), в условиях постоянно влажной среды создают электролитическую пару, провоцирующую развитие электрохимической коррозии.
Ввиду этого правильным будет, при перспективе длительного хранения мачты, штаги и ванты, изготовленные из нержавеющей стали, снять, свернуть и держать отдельно.
Такелаж, изготовленный из ржавеющей стали, так же как и детали механизма взятия рифов закручиванием, следует тщательно смазать, надежно изолировать от алюминиевых деталей, применив пенопластовые прокладки.
из книги Яхтенное дело. Справочное издание. — СПб.: "Элмор", 2005