воскресенье, 11 января 2015 г.

весенний ремонт лодки



Корпус, обшивка
От осени к весне. Слово "весенний" здесь вовсе не означает, что хозяин яхты, дожидаясь весны, имеет право сидеть, сложа руки. Многие работы вполне могут быть начаты и даже произведены задолго до формального ее наступления. Фактически к понятию весеннего ремонта относят все, что помогает экипажу яхты подготовить судно к очередной навигации. В меньшей степени это относится к ремонтно-восстановительным работам, касающимся корпуса яхты. Но и в этой части многое можно сделать задолго до того, как уйдут морозы, с яхты стянуто будет, первый раз в новом году, защитное брезентовое покрытие.
Эпоксидные составы. Эпоксидные смолы пригодны к использованию при выполнении ремонта любого вида. Они незаменимы, когда что-то нужно приклеить, усилить, прошпаклевать. Потребность в них возникает, когда требуется произвести ламинирование, или просто подправить форму поверхности.

После смешивания с катализатором такая смола разогревается и становится более жидкой (что технологически удобно). После отверждения этот состав становится весьма жестким материалом. Эпоксидные смолы при этом демонстрируют совместимость практически с любым грунтом. Они отличаются высокой прочностью на изгиб, дают малую усадку, в минимальной степени страдают водопоглощением. Если требуется, эпоксидная смола становится основой надежного клея. Смешанная с древесными опилками, она превращается в отличную шпаклевку.
При работе с эпоксидными смолами бывает важно выдерживать правильное соотношение объемов составляющих -смолы и отвердителя. В каждом отдельном случае оно может быть "своим", в среднем рациональная пропорция близка к соотношению "четыре к одному".
Смола и отвердитель, используемые в "промышленных" масштабах, поставляются в канистрах, снабженных дозировочными насосами: назначаемая пропорция компонентов поддерживается, можно сказать, автоматически. От исполнителя работы требуется лишь - подкачивать плавно, перемешивать поступающие массы тщательно.
Разбавленная растворителем эпоксидная смола, нанесенная на деревянную поверхность, проявляет способность проникать глубоко в поры дерева. Если цель состоит только в том, чтобы защитить поверхность, эпоксидный клей наносят неразбавленным. Если возникает потребность усилить отдельный элемент конструкции, его подкрепляют стекловолокном (мат или ткань), пропитанным эпоксидным клеем.
При работе с эпоксидными смолами широко используют различного состава наполнители. Такой наполнитель помогает клею легко заполнять небольшие щели и скрадывать местные неровности, стыки соединяемых конструктивных элементов. Придание клею вида шпаклевочной массы позволяет заделывать крупные повреждения: вмятины в киле, следствие посадки яхты на камни, например. При желании таким же образом можно в значительной степени изменить саму форму того же киля.
Практически единственный недостаток эпоксидной смолы - это ее ядовитость. И сама смола, и ее отвердитель, при неправильном с ними обращении, могут нанести сильный вред человеческому организму: контакты с кожей и слизистыми оболочками чреваты сильными раздражениями, еще большими бедами может обернуться вдыхание паров смолы. По этим причинам, работая с эпоксидными смолами, надевают перчатки, используют защитные очки. При выполнении шлифовальных работ, пользуются респираторами, защитными масками. К работам такого рода приступают лишь, позаботившись об идеальной вентиляции помещения.
Ремонт пластмассовых поверхностей. Отдельные вздутия и волосяные трещины шлифуют или же процарапывают и шпаклюют. Поверх такого пятна накладывают несколько слоев лака. К выполнению работы приступают, только надежно просушив поврежденное место.
Последовательность действий такова: готовят шпаклевочную массу (согласно инструкции по применению); пользуясь шпателем, наносят эту массу на ремонтируемую поверхность (остановки при этом недопустимы, подходящая для работы смесь достаточно быстро густеет, приобретая избыточную жесткость); дождавшись затвердевания смеси, обрабатывают пятно шлифовальной бумагой; обработанную поверхность покрывают лаком.
Нанося смесь, шпаклевочную массу забирают на шпатель с некоторым запасом, часть ее остается на шпателе по окончании каждого рабочего "прохода". Время, выдерживаемое до начала лакирования, сильно зависит от состава шпаклевочной смеси. Эпоксидный клей можно лакировать сразу же после его затвердевания.
Обработка осмотических повреждений. Установить природу повреждения можно лишь, произведя детальное обследование зоны технологического неблагополучия. Однако, если наблюдается большое скопление "пузырей", велика вероятность того, что наблюдаемое - следствие осмоса. Если повреждение оказывается сугубо поверхностным, его можно ликвидировать осторожной зачисткой (угловой машинкой), не затрагивая более глубоких слоев, или даже высушиванием - струей горячего воздуха. Располагая подготовленной таким образом рабочей площадкой, приступают к восстановлению утраченного слоя.
Вначале производят грунтование, для чего применяют смесь эпоксидной и полиамидной смолы. Вслед за тем, используя эпоксидную шпаклевку, заполняют имеющиеся отверстия. После этого наносят Light Primer.
Ремонт деревянных поверхностей.
Только дилетант может заниматься "ремонтом" корпуса деревянной яхты, пряча под шпаклевкой пораженные гниением места. Единственно правильное решение в таких ситуациях - вырезать "больной" фрагмент, заменить его полноценной вставкой, и только после этого заниматься созданием защитного слоя.
Выполняя такую работу, придерживаются примерно такого плана: снимают размеры участка, очищенного от гнили (полезно бывает изготовить шаблон); подыскивают подходящий кусок дерева (нужной породы, сходный по внутренней структуре); пользуясь результатами замеров или шаблоном, обрабатывают заменяющий элемент "в размер"; на эпоксидном клею устанавливают его. Крайне полезно бывает при этом сделать так, чтобы элемент-заменитель, посаженный на отведенное ему место, на несколько миллиметров выступал бы наружу. Если это достигнуто, без большого труда удается, аккуратно застрогав избыток, получить технически и эстетически идеальный итог.
Ремонт металлического корпуса.
С одной стороны, процедура замены фрагмента металлической обшивки ничем не сложнее процедуры ремонта корпуса деревянной яхты: удаляют проржавевшее пятно обшивки, готовят требуемых размеров и формы "заплату", фиксируют ее в требуемом положении и обваривают по периметру. С другой стороны, для выполнения такой работы нужно располагать специальным оборудованием (резка, сварка), а также владеть определенными технологическими навыками.
Относительно просто бывает произвести такие действия, если яхта имеет стальной корпус: достаточным оказывается использование обычной электросварки. Легкие сплавы легче поддаются механической резке и гибке, но сварочные работы в этом случае полагается производить лишь в защитной среде инертного газа. С такой работой может справиться только профессиональный сварщик, причем достаточно высокой квалификации.
Как правило, стальной корпус долговечен. Работа по его поддержанию в рабочем состоянии практически сводится к проведению ежегодных обследований (в основном, к осмотру района переменной ватерлинии и других критических зон), удалению следов облупившейся краски, шпаклеванию зачищенных мест, нанесению слоя грунта и одного-двух слоев свежей краски.
Корпус, выполненный из легких сплавов алюминия, в окраске не нуждается. Его надежно защищает окисная пленка, сама собой возникающая на поверхности легкого металла в контакте с атмосферным воздухом или водой. Действия по защите такого корпуса носят конструктивный характер. Главное в этой части закладывается еще при проектировании и постройке судна: в ходе их конструктивно исключается возможность прямого контакта алюминия с иными металлами; обеспечивается надежная изоляция судового электрооборудования (никаких утечек тока по корпусу); в нужных местах на поверхности обшивки размещаются элементы пассивной электрохимической защиты - разрушающиеся протекторы.
Технологическая новинка, используемая при постройке и ремонте корпусов, создаваемых на основе легких сплавов, -трехслойные элементы TRIPLATE, позволяющие путем сварки соединять разнородные материалы. При их использовании получается так, к примеру, что сталь варят по стали, легкий сплав по легкому сплаву. Защитный промежуточный слой элемента TRIPLATE обеспечивает требуемую прочность соединения, он же исключает опасность возникновения контактной коррозии.
Вспомогательные материалы и лаки
Ацетон. Широко известное вещество, ацетон используется в яхтенном деле в качестве универсального растворителя. Его применяют при работе с эпоксидными составами, полиэфирными композициями, поливинилхлоридом, полиурета-новыми красками, контактными клеями.
Алкидные лакокрасочные материалы. В эту группу окрасочных материалов входят соответствующего состава лак и краска. Эластичный и устойчивый к истиранию, отличающийся сильным блеском лак используется для выполнения внутренних работ (по древесине). Краску используют для покрытия палубы и корпуса (надводный борт). Умеренная по цене, такая краска обладает неплохими технологическими качествами, хорошо смотрится. Важно, что она совместима с различного рода "старыми" покрытиями: не отторгается ими.
Лак для катеров и яхт. Изготовленный на основе синтетической смолы, прозрачный и блестящий лак используется для покрытия деревянных частей корпуса и палубы яхты. Сопутствующий эффект - потемнение защищаемой этим лаком древесины.
Герметизирующий состав на основе полисульфидов. Такой состав может быть использован для вклеивания частей оборудования, фанерования палуб.
Уплотняющий состав на основе полиуретанов. Его используют при герметизации стыка палубы и корпуса. Отличаясь особой эластичностью, уплотнитель такого рода это свое свойство сохраняет в течение долгого времени.
Полиуретановый лак, однокомпонентный, бесцветный. Идеальный материал для окончательной отделки деревянных поверхностей, элементов отделки внутренних помещений. В сравнении с "яхтенным" лаком, отличается большей жесткостью.
Гелькоат (декоративный слой). Используется для устранения волосяных трещин в обшивке.
Микросферы. Микроскопических размеров шарики смолы фенола, примешиваемые в эпоксидную смолу, микросферы позволяют создавать высококачественную шпаклевку, поддающуюся идеальному шлифованию.
Силиконовый герметик. Его используют для разделения разнородных металлов (нержавеющей стали и алюминия, например). Он может быть использован в качестве средства эластичного уплотнения закрытий иллюминаторов и люков. Популярные марки герметиков этого класса: КЛТ-30, КЛТ-65.
Тунговое масло. Масло из семян тунгового дерева. Используется для покрытия тиковой палубы (для которой не предполагается лаковое покрытие). Характерная особенность: поверхность древесного слоя, пропитываемая тунговым маслом, не темнеет со временем (что происходит, например, при использовании в этих же целях льняного масла).
Воски, силиконовая смазка, тефлон. Эти вещества используют для консервации поверхностей (делают их невосприимчивыми к действию ультрафиолетовых лучей; помогают им отторгать различного рода загрязнения).
Масло лимона. Используется для обработки дерева, элементов оборудования кают, не имеющих лакового покрытия. Обработка поверхности маслом лимона препятствует появлению плесени.
Двухкомпонентная полиуретановая краска. Идеальное внешнее покрытие (корпус и палуба), устойчиво к истиранию.
Окрасочные материалы и покрытия
Цветные эмали. Планируя использование эмалей, приходится делать выбор между однокомпонентными и двух-компонентными красками. Однокомпонентные краски состоят, как правило, из алкидных смол или из смесей алкидных и ацетатных смол. Наличие широкого предложения алкидных смол позволяет подобрать приемлемый вариант такого покрытия.
Следует знать, однако, что в среднем однокомпонентные уступают по качеству двухкомпонентным системам (содержащим в своей основе полиуретаны или полиакрилаты). Существенно, что двухкомпонентные краски могут использоваться без промежуточной шлифовки. Другая их особенность: стойкие к износу и эластичные двухкомпонентные краски, тем не менее, не применяют для работы по натуральной древесине, сильно изменяющейся в объеме (что может происходить по причине изменений параметров внешней среды: температуры, влажности).
Светлые лаки. Намереваясь выявить благородную фактуру дерева, деревянной обшивки корпуса яхты, используют светлые или даже прозрачные лаки. И в этом случае применение себе находят однокомпонентные и двухкомпонентные системы. Работа с такими лаками не проста: для исполнения полного покрасочного цикла приходится произвести десять-двенадцать технологических операций. Качественно такую работу может выполнить только профессионал.
Необрастающие покрытия. Уже из определения следует, что такие материалы призваны отталкивать чуждые спортивному судну образования: микроорганизмы, водоросли, ракушки. Такая потребность не столь актуальна для гоночных судов, большую часть своей жизни проводящих на берегу. Она, однако, жизненно важна для случая крейсерских яхт, особенно тех, которые совершают длительные плавания в условиях теплых морей.
Традиционно для создания таких красок использовались биоактивные вещества, компонуемые на основе окиси меди или олова. В настоящее время, однако, в связи с повышением внимания к проблемам защиты окружающей среды, жизни обитателей моря, в частности, покрытия такого состава попадают под категорические запреты. По этой причине, выбирая для своей яхты необрастающую краску сегодня, следует в меньшей степени ориентироваться на рекомендации устаревающих справочников, в большей степени - на предложения новейших каталогов фирм, производителей морских красок.
Жесткие необрастающие покрытия. Такие же оговорки справедливы и в отношении "жестких" необрастающих покрытий. В целом же их особенность состоит в следующем. Такие краски обладают способностью пребывать в пассивном состоянии до тех пор, пока их не приведут в контакт с водой. Только тогда из жесткого "скелета" защищенной от обрастания краски начинает выделяться биологически активное вещество, отпугивающее морскую живность.
Именно такими красками предпочитают пользоваться владельцы яхт, перевозимых с места на место, много времени проводящих на трейлерах. Пока яхта находится на воздухе, особые свойства такой краски пребывают в законсервированном состоянии. Как только яхта попадает в воду, эти свойства начинают активно проявлять себя.
Необрастающие сополимеры.
Слой такой краски содержит в себе микроскопические фрагменты, буквально молекулы биологически активного вещества, скованные связующим веществом. Эти "молекулы" освобождаются и начинают действовать, как только растворяется очередной слой связующей массы. Получается следующее: при движении яхты силы трения воды, прикладываемые к ее обшивке, выступают причиной смыва тончайших слоев краски - одного за другим.
Поскольку при этом сохраняется изначально приданная покрытию гладкость, такие краски называют самополирующимися. Рекомендуемые современными каталогами необрастающие краски в основном относятся к этому классу покрытий.
Выполнение окрасочных работ
Последовательность действий. Работа по созданию качественного защитного покрытия начинается с удаления слоев старой краски. Если имеющееся покрытие находится в приличном состоянии, его зачистка не отнимает ни времени, ни сил.
Подновлять приходится исключительно местные повреждения. Если же старое покрытие находится в безобразном состоянии, снимать его приходится, что называется, "до дерева". Работа такого объема и содержания редко кому доставляет удовольствие. Общий же принцип таков: удалять следует только то, что само готово быть удаленным. Если пятно старой краски невозможно ободрать, его нужно оставить в покое - оно и так хорошо защищает корпус яхты.
Последующие действия сводятся к известной цепочке: шпаклевание, позволяющее путем последующего ошкурива-ния получить технически шероховатую, но геометрически гладкую поверхность; нанесение слоя грунта, основы для внешнего слоя краски; наконец, нанесение одного или нескольких слоев краски.
Шпаклевочные работы. Для шпаклевания подводной части яхты следует применять только двухкомпонентные эпоксидные шпаклевки. Для обработки надводной части корпуса допустимо использовать и полиэфирную шпаклевку. Ее, кстати сказать, можно наносить на первый слой двухкомпонентного грунта. То есть, в принципе, уже после нанесения сплошного первого слоя грунта допустимо повторным шпаклеванием подправлять какие-то местные огрехи. Этот этап работ заканчивается вначале грубым, затем тонким шлифованием поверхности -корпуса яхты.
Нанесение грунта. Для грунтовки подводной части корпуса яхты следует применять только двухкомпонентные эпоксидные грунты. Для подготовки надводной части корпуса можно применять двухкомпонентные эпоксидные или по-лиуретановые грунты, или однокомпо-нентные грунты, приготовленные на основе хлоркаучука или алкидной смолы.
Грунт исполняет функции промежуточного слоя сцепления, его присутствие обеспечивает равномерность поглощения краски поверхностным слоем. Если возникает необходимость нанести дополнительный слой грунта (для повышения водонепроницаемости покрытия), следует использовать двухкомпонентный эпоксидный грунт.
Нанесение слоев краски. Для нанесения краски (или лака) на обрабатываемую поверхность можно пользоваться кистями, малярными валиками, пульверизаторами. Легче и быстрее идет дело, если есть возможность применить валик. Физически тяжелее работать кистью. К тому же, если манипуляции с валиком можно поручить и менее подготовленному работнику, обращение с кистью требует определенного уровня квалификации. Работа пульверизатором требует и надлежащей подготовки фронта работ и той же высокой квалификации исполнителя.
В целом, стратегия и тактика выполнения малярных работ сводятся к трем главным принципам. Первый слой следует наносить, используя кисть: только кистью можно достаточно хорошо втереть краску в грунт. Последующие слои можно наносить валиком. Для работы с большими площадями предпочтителен пульверизатор.
Приступая к работе, следует внимательно ознакомиться с тем, что написано на банке с краской. Каждый производитель хорошо знает особенности производимого им продукта, не следовать его рекомендациям практически всегда будет ошибкой. Рекомендации же общего характера исчерпываются следующим их перечнем:
* Для выполнения покрасочных работ следует подгадать со временем, нужно также подготовить пространство, в границах которого эта работа будет протекать. Так, на окрашиваемую поверхность не должны падать прямые лучи солнца. В зоне выполнения работ не должна стоять "пыль столбом" (в прямом смысле этих слов).
* Во время работы не должно быть ни жарко, ни холодно. Оптимальная температура составляет 15 "С. Если температура воздуха опускается ниже 12 °С, покрасочные работы лучше прекратить.
* Если есть сомнения в отношении чистоты поверхности, подлежащей окраске, ее следует промыть: жир, воск, силикон и много еще какие вещества, следы которых могут оказаться на обшивке яхты, отторгают любую краску.
* Занимаясь обработкой поверхности корпуса яхты, не рекомендуется пользоваться "машинками" с вращающимся рабочим органом тарельчатого вида.
Поставленный под неудачным углом, такой инструмент своим "органом" может случайно оставить на шлифуемой (хуже того, полируемой) поверхности уродующие ее глубокие круговые борозды.
* Настоятельно рекомендуется не смешивать даже однотипные краски, поступившие от разных производителей. Более того, даже местные подкрашивания следует выполнять только краской того же сорта.
* Уважая в целом рекомендации производителя краски, особенно внимательно следует подчиняться его указаниям в отношении рекомендуемых разбавителей. Ошибочные действия в этой части могут погубить разбавляемую краску. При неудачном выборе разбавителя можно получить внешне нормальную краску, которая сохнуть будет бесконечно долго.
* Следует помнить о том, что двухкомпонентные краски и лаки, затвердевая, разогреваются, и такой разогрев может быть значительным. По этой причине оставшиеся от работы материалы нельзя оставлять без внимания, тем более, в опасной близости от легко возгораемых предметов.
* Полезно запомнить и простое правило: двухкомпонентную краску никогда не наносят на однокомпонентную краску. Обратное - допустимо.
Восстановление средств защиты от коррозии
Активные и пассивные средства защиты. Как известно, наличие трех элементов требуется для возникновения гальванической природы электрических токов, способствующих разрушению одного из этих элементов. Прежде всего, в опасной близости должны находиться два разнородных металлических объекта, различающиеся своими гальваническими потенциалами (ими могут быть, например, бронзовый или латунный гребной винт и стальной гребной вал).
Одному из этих объектов суждено сыграть роль коварного катода, другому роль жертвы, анода. Для того чтобы события развивались по такой схеме, требуется присутствие третьего элемента, электролита - соленой морской воды или загрязненной пресной, например, речной.
Неизбежное в таких условиях разрушение "жертвы", анода, может быть приостановлено активным действием, размещением электродов и пропусканием через ту же жидкую среду строго рассчитанных противотоков, частично или полностью компенсирующих разрушающее действие исходных электрических токов. Такие системы действуют эффективно, но они сложны, и потому их практически никогда нельзя увидеть на борту малого судна.
Популярное средство пассивной борьбы с коррозией - размещение в предполагаемой зоне коррозионных разрушений более "анодистых" объектов (чаще всего, цинковых протекторов). Они принимают электрохимический удар на себя. Если правильно подобран материал протектора, а сам он установлен в нужном месте, то разрушается протектор, относительно дешевый и легко заменяемый элемент, а не гребной винт, не обшивка и т.д.
Замена протекторов. Процедура весеннего ремонта пассивной системы антикоррозийной защиты сводится к простым действиям: демонтируют имеющиеся полуразрушенные протекторы, на их место устанавливают свежие заменители. Чуть более сложное действие: обнаруживают "незапланированные" места сильной коррозии и размещают там дополнительные протекторы.
Технические условия, которые должны выполняться при проведении такой работы:
* Протектору должна быть обеспечена непосредственная связь с защищаемым элементом (к примеру, протектор может быть насажен на винтовые наварыши и притянут к защищаемой металлической обшивке туго затянутыми гайками). На судах с неметаллическими корпусами к защищаемым деталям протягивают (внутри корпуса) медные кабели достаточно большого сечения.
* Протекторы обязательно размещают так, чтобы они были смачиваемы забортной водой как на ходу, так и в условиях стоянки яхты.
* Эффективность работы протектора практически не зависит от его формы. Пользуясь этим, протекторам придают обтекаемую форму, и устанавливают их "по потоку".
Существует еще одна рекомендация, смысл которой может понять и оценить лишь тот, кто хорошо разобрался с принципами действия пассивной электрохимической защиты. Настоятельно рекомендуется при выполнении покрасочных работ - не закрашивать протекторы.
из книги Яхтенное дело. Справочное издание. — СПб.: "Элмор", 2005