суббота, 10 января 2015 г.

яхта: подготовка к зиме



Вооружение и паруса
Консервация, для чего она? Ни одна навигация, сезон активного плавания не заканчивается без того, чтобы не оставить на яхте следов "пережитого". Что делать с ними, с этими следами, подумать следует задолго до начала зимних холодов. Какие-то из работ, не занимая себя сомнениями, следует сразу же отложить до весны. Что-то следует произвести сразу же. Определиться нужно, что можно и нужно сделать своими руками, что лучше бы передать для выполнения ремонта и профилактики - профессионалам.
Что касается профессионалов, так хорошо известно: к услугам их нужно обращаться не в дни весенней горячки, а осенью, с перспективой неторопливой работы умельцев в рамках зимнего "трудового семестра". Известно, что осенью и заказ будет принят охотнее, и стоимость планируемых работ будет оценена по минимуму. Категорически иной будет ситуация при наступлении всеобщего трудового оживления - дней весенней ремонтной страды.
Но и это не все. Даже забыв на время о том, что есть какие-то поломки, требующие конкретного для себя исправления, нельзя не помнить о следующем: есть масса мелочей, которые обязательно нужно проконтролировать или отработать до момента очередного, на зиму, прощания с яхтой. Всякая яхта есть сложное инженерное сооружение, и ее нельзя оставить на произвол судьбы, не произведя ряда, порой простейших, действий, обобщающее название которым - консервация.
Рангоут и такелаж.
Рангоут следует промыть пресной водой, удалив с его поверхности (из потайных мест, также) кристаллики едкой соли. Тщательно вдвойне это следует сделать, обрабатывая шпор мачты, шкивы и подшипники. Места повреждений оксидирования, после их зачистки, следует покрыть алюминиевым грунтом, после чего покрыть еще двумя-тремя слоями лака. Внимательно нужно обследовать места сильного потемнения. Такие пятна - верный признак наступления контактной коррозии.
Подшипники блоков и шкивов нужно защитить водостойкой смазкой. Тяжело "работающие" лебедки разбирают и внимательно осматривают, их детали промывают растворителем, подшипники смазывают солидолом.
Электрические провода, обеспечивающие работу топового размещения устройств (огни, антенны, анемометр и пр.), проверяют с использованием приборов и подвергают визуальному осмотру (места у выхода из мачты с наибольшим вниманием). Проводимость электрических контактов восстанавливают и улучшают, используя специальный аэрозоль.
Стоячий такелаж и проволочные ванты проверяют на предмет наличия "калышек" (ударение на втором слоге) и заломов. С них удаляют старую смазку. Если замечены разрывы проволок, меняют связь целиком: ванту, штаг, фал. Внимательно осматривают места смыкания стального и волокнистого тросов. Минимально поврежденные талрепы и вертлюги, не поддаваясь сомнениям, заменяют.
Волокнистые тросы промывают в теплой воде с применением чистящих средств. Если есть возможность, делают это с использованием стиральной машины (температура воды не выше 60 °С, допускаются лишь "мягкие" стиральные порошки). Тщательно просушенные и собранные в бухты тросы отправляют на хранение. В этих целях предпочтительны темные и прохладные помещения.
Консервацию специальных устройств, типа механизмов закруток парусов, выполняют, подчиняясь требованиям прилагаемых к ним инструкций производителя. Как правило, обязательной для всех них считается промывка пресной водой.
Паруса. Паруса небольшого размера попросту забирают домой. Там их промывают вручную в теплой, естественно, пресной воде. Проверено, такую процедуру удается произвести, пользуясь домашней ванной, если площадь паруса не превышает двадцати квадратных метров. Стойкие загрязнения удаляют, используя специальные чистящие средства (существует особый "Очиститель парусов"). Выстиранные паруса тщательно просушивают, скатывают и убирают на хранение.
Большие по площади паруса отдают для выполнения примерно таких же работ в парусную мастерскую. По крайней мере, там им будут гарантированы качественные чистка и ремонт. Нечто похожее можно произвести самому, если есть просторное и хорошо проветриваемое помещение.
Занимаясь самостоятельным ремонтом, или готовя парус к отправке в мастерскую, следует осмотреть такие его детали, как лики, швы, коуши: они чаще другого изнашиваются, терпят разрывы и повреждения. Зона особого внимания -места касания парусом краспиц. Если наличествует истертость таких мест, следует усилить их нашивными болтами. Подкрепленный таким образом парус проживет намного дольше.
Системы и устройства
Подпалубное пространство. В отношении любого из внутренних помещений основным выступает следующее требование: в течение всего периода зимнего хранения яхты они должны быть хорошо проветриваемы. Влажный и застоявшийся воздух губителен и для салона, и для камбуза, и для кладовки - для оборудования и наполнения этих помещений. По этой причине, на весь этот срок открытыми должны оставаться вентиляторы.
Перед тем, как надолго покинуть яхту, следует удалить из помещений съемное оборудование, освободить рундуки и шкафчики от хранимых там вещей, хорошенько поработать сильным пылесосом. Переборки, полки, дверцы, столы, пайолы, все свободные плоскости в пределах жилых и служебных помещений нужно промыть пресной водой, позволив затем им хорошо просохнуть. Деревянные полированные поверхности протирают еще мебельной политурой или специальной пастой.
Дверцы и выдвижные ящики холодильника, после наведения чистоты, оставляют открытыми или выдвинутыми. Свободная циркуляция воздуха предотвратит появление в хранилище пищевых продуктов различного вида грибков. Осматривая иллюминаторы и люки, нужно проверить уплотнения этих закрытий, надежность механических замков.
Примерно такие же действия производят, приводя в порядок на зиму машинный отсек. Не самая приятная, но абсолютно необходимая работа - зачистка подмоторных льял. Ее выполняют, применяя специальные чистящие средства. Трубы перелива масла и топлива извлекают и чистят "на природе", стараясь не нанести вреда окружающей среде.
Рулевое устройство. Известны случаи, когда управлять яхтой приходилось (на пути к дому), держась вместо румпеля за рукоятку разводного гаечного ключа, наложенного на головку баллера руля. Подобные эпизоды удается предотвратить, если должное внимание уделяется рулевому устройству - как в период активных плаваний, так и в межсезонье. Осматривая элементы рулевого устройства, проверяют зазоры в верхнем и ниж нем подшипниках. Если подшипники исполнены не из резины и не из пластмассы, их обильно смазывают. Если зазор недопустимо велик, отработавший свое подшипник заменяют новым.
Проверяя проводку тяг тросового или цепного штурвального рулевого устройства, контролируют прочность отводных роликов, достаточность натяжения тяг, надежность стопоров на талрепах. Попутно проверяют прочность постановки наконечников на тросах, обжимных муфт, легкость хода рычагов. Контролируются места поражения тросов коррозией. Смазку, которая была нанесена когда-то, снимают и наносят новую.
Если рулевое устройство построено на основе гидравлических тяг, проверяют плотность присоединения шлангов к цилиндрам и масляным моторам. Как правило, возникает необходимость долить масло в систему, удалить из нее воздух. Шланги и манжеты, носящие следы старения (пористая поверхность, растрескивание), заменяют новыми.
Цистерна пресной воды. Ее очистку производят, применяя быстродействующие средства. Соответствующие субстанции оставляют в системе на несколько часов, после чего цистерну опорожняют, следя за тем, чтобы опорожнились все обслуживающие цистерну пресной воды трубопроводы. Таким путем достигается надежная ее дезинфекция.
Более сложные системы питьевой воды (например, с горячей водоподготов-кой), которые не допускают полного их опорожнения, консервируют, применяя специальные незамерзающие средства.
Туалет и фекальная система. Для целей генеральной прочистки туалета все его узлы обильно прокачивают чистящими средствами. Проверке подвергают уплотнения. Те из них, что вызывают малейшие сомнения, - заменяют новыми. С фекальной цистерной и системой трубопроводов поступают следующим образом. Их или основательно промывают, дезинфицируют, опорожняют, или - заполняют смесью воды с дезинфицирующей незамерзающей жидкостью.
Газовые баллоны. Эти достаточно опасные объекты на зиму, безусловно, должны покинуть борт яхты. Хранить их следует в отдельном, хорошо вентилируемом помещении. Еще лучше будет, если зиму они проведут на газозаправочной станции, или на складе фирмы, занимающейся ремонтом и продажей газовых баллонов.
Насосы, клапаны и кингстоны.
Насосы, снабженные неопреновыми манжетами, раскрывают. Из насосов извлекают крыльчатки, предотвращая их "за-липание" в период бездействия. Резиновые "груши", которыми бывают снабжены ручные водоотливные насосы, промывают, высушивают и обсыпают тальком. Кингстоны проверяют на дееспособность, обильно смазывают и оставляют открытыми - это устраняет возможность скопления в яхте любого происхождения воды.
Якорная система. Якоря и цепь промывают пресной водой. Якорный шпиль (брашпиль) смазывают, оставляя его на яхте. Другой вариант, нередко поддерживаемый инструкцией по обслуживанию, - механизм снимают и направляют для осмотра и профилактики в мастерскую.
Спасательное оборудование
Спасательный плот. Снимаемый с яхты плот обмывают пресной водой, высушивают. Если это требуется по инструкции, его отправляют в сервисную фирму для планового осмотра, испытаний и ремонта. В принципе, осмотр и испытания рекомендуется производить ежегодно. Слабое место этого спасательного средства - баллон сжатого воздуха, который в абсолютно нормальных условиях способен, хотя бы частично, терять свой заряд.
Спасательные жилеты. Спасательные жилеты, изготовленные на основе жесткого пенопласта, промывают в теплой воде (температурой не выше 30 °С). При этом рекомендуется воспользоваться моющим средством "для стирки шерстяных изделий". Сполоснув промытые жилеты, их высушивают, аккуратно складывают и отправляют на хранение.
Надувные спасательные жилеты просто хранят. Если весной будет обнаружена в том необходимость, им заменяют элементы системы надувания.
Устройства подачи сигналов бедствия. В принципе, с ними ничего не происходит, и они годами остаются готовыми к действию. Уход за ними сводится к плановой замене устройств, для которых истек срок действия, новыми.
Огнетушители. Объективна необходимость время от времени отправлять огнетушители на зарядку. Огнетушители пенного типа на зиму убирают с борта яхты: поскольку велик объем содержащейся в таком устройстве воды, баллон может не перенести возможного замерзания его содержимого.
Спасательная шлюпка, тузик. По завершении летнего сезона эти плавательные средства основательно чистят и промывают пресной водой. Если допустимо нанесение на них консервирующего состава, таковой наносят. Надувные плавсредства, если есть подходящее пространство, хранят в полуспущенном состоянии. С одной стороны, нет смысла на долгий срок нагружать резину избыточным давлением, с другой стороны, известно, что обладающая "памятью материала" резина не становится лучше, проведя несколько месяцев в сложеино-сплющен-ном состоянии.
Электрическое хозяйство
Электрооборудование и электроника. Производя осмотр электрического хозяйства, в первую очередь проверяют электрическую проводку,кабельные подключения, надежность выключателей. Сразу же устраняют следы коррозии: в стыках (зажимах, клеммах) и выключателях.
Штепсельные вилки, контакты и клеммы навигационных приборов, выключателей ламп чистят и смазывают специальным средством, предохраняющим их от коррозии. Навигационные огни раскрывают, консервируют контакты аэрозолем. Проверяют приборный щиток (следует быть готовым к тому, что там скопился конденсат).
Аккумуляторные батареи. Ухаживая за батареями обычного типа, при необходимости, доливают дистиллированную воду до уровня "один сантиметр от верхней кромки пластин", производят зарядку и снимают клеммы. Такие батареи, обнаруживая их саморазряд, в течение зимы подзаряжают два или три раза. Только заряженные батареи хранят на морозе. Заряженные "необслуживаемые" батареи не приходится доливать, нет необходимости производить их подзарядку - не нужно даже пытаться их открывать.
Обслуживая аккумуляторы, придерживаются, в частности, следующих правил:
- стенки "банок" батарей и клеммы зачищают, клеммы слегка смазывают техническим вазелином;
- предваряя монтаж или демонтаж батареи, ее отключают от потребителей, чтобы предотвратить опасное искрообразование;
- отсоединяя батарею, в первую очередь размыкают отрицательный кабель
(массу), при подсоединении этот кабель фиксируют в последнюю очередь, чтобы избежать опасности короткого замыкания через инструменты.
Сухие батареи. Сухие батареи, входящие в состав электронных устройств, на период зимнего бездействия извлекают и хранят отдельно. Сами приборы на этот же период демонтируют и хранят в благополучной климатической среде. Большие перепады температуры наружного воздуха, накопление конденсата в корпусе прибора, опасность возникновения коррозии - все это слишком тяжелое испытание для тонкой электронной аппаратуры. Не приходится забывать и о том, что она ценна в стоимостном отношении, потому не имеет смысла держать ее в неопределенно опасном от себя отдалении.
Производя демонтаж электронной аппаратуры, полезно производить попутно маркировку полярности. Хорошо известно: перепутав "плюсы" и "минусы" при последующем монтаже, можно погубить дорогостоящую технику.
Изоляторы антенн. Изоляторы чистят и проверяют на наличие "волосяных" трещин. Пораженные ими изоляторы обязательно заменяют. Такие трещины способствуют возникновению сильных помех при работе бортовой радиоаппаратуры.
Силовая установка
Судовой двигатель. Наилучшие рекомендации, касающиеся подготовки судового двигателя к зиме, можно почерпнуть из инструкции по эксплуатации, прилагаемой к двигателю при его поставке. Помимо того следует иметь в виду важное обстоятельство: подготовку двигателя к зиме следует начинать, когда яхта еще находится на воде.
Только в тех условиях можно довести двигатель до рабочей температуры (для грамотного выполнения процедуры смены масла). Важно и то, что антифриз можно равномерно распределить по каналам контура пресной воды двухконтурной системы охлаждения лишь после открытия термостата, что также достигается только при работающем двигателе.
Если в инструкции прописано положение, согласно которому зимнее консервирование должны производить уполномоченные сервисного предприятия, только им, этим уполномоченным, и следует поручать выполнение соответствующих работ.
Замена масла. Замены требуют моторное масло, масляный фильтр и масло редуктора. Перед началом процедуры следует позволить двигателю поработать в течение четверти часа - для разжижения масла. Когда масло и масляный фильтр уже заменены, двигателю дают поработать еще минут пять.
Масло с высоким содержанием средства антикоррозийной защиты не следует менять весной, перед началом очередной навигации. Замену можно произвести и позже, плановым порядком. Отработавшее масло следует утилизировать, подчиняясь положениям природоохранного законодательства.
Система охлаждения. Относительно просто обстоят дела с одноконтурной системой охлаждения: ее полностью опорожняют. При двухконтурной системе (охлаждение пресной водой) проверяют уровень воды и количество антифриза. Если возникает необходимость пополнить содержимое замкнутого контура, запускают мотор, дают ему поработать (дожидаясь открытия термостата), позволяют охлаждающей жидкости хорошо перемешаться. Ввиду утраты со временем ее защитных свойств, смесь полностью заменяют через каждые два года.
Шланги систем охлаждения и газовыхлопа. Нарушения целостности тех и других могут иметь следствием серьезные неприятности. Неплотность, возникающая в системе охлаждения, ведет, в конечном счете, к перегреву двигателя и разрушению этой системы. Неплотность, возникающая в линии газовыхлопа, вызывает опасную загазованность внутренних судовых помещений.
В связи с этим, все шланги и соединения шлангов этих систем проверяют на наличие трещин и надежность их подсоединения. Шланги, видимо утратившие эластичность, заменяют новыми, не дожидаясь более явных признаков неблагополучия.
Клиновые ремни. Внешне благополучные приводные ремни электрогенератора и водяного насоса заменяют новыми, как только заметно становится, что старые ремни потрескались или просто пообтрепались по кромкам. Только использование безупречных клиновых ремней дает гарантию надежной работы генератора, отсутствия перегрева двигателя.
Камеры сгорания дизельного двигателя. Приступая к консервации камер сгорания и сёдел клапанов, сначала открывают рычаг декомпрессора, затем вывинчивают демпфер выхлопного глушителя, тут же меняют фильтр. Во время короткого открытия при трех-четырех оборотах во всасывающий канал впрыскивают антикоррозийную смазку. Зеркало цилиндров, поршневые кольца и седла клапанов при этом получают тонкий слой смазки. Вслед за тем рычаг декомпрессора отпускают и промасленной ветошью затыкают всасывающее окно воздухозаборника (чтобы влажный воздух не попал внутрь камеры сгорания).
Камеры сгорания бензинового двигателя. Приступая к консервации, снимают воздушный фильтр или пламегаситель и, при работающем двигателе, впрыскивают в каждое всасывающее окно по 50 куб. см защищающего от коррозии масла.
Сняв крышку распределителя зажигания, чистят и обрабатывают аэрозолем контакты распределителя, а также контакты стартера, генератора, регулятора и прочих электрических соединений. По завершении работ по консервации и смазке элементов топливной системы и системы охлаждения, восстанавливают места с отскочившим лаком на блоке двигателя, обрабатывают его корпус защищающим от коррозии спреем.
Топливные цистерны. Правила техники безопасности в принципе требуют, чтобы топливные цистерны яхты, находящейся на зимнем хранении, были пустыми. Как альтернатива - требование обеспечить предельно полное их заполнение. В последнем случае содержимое цистерны не будет иметь свободной поверхности, над которой, соответственно, не будет присутствовать пространство, заполненное взрывоопасными парами.
Переносные емкости, хранилища топлива, опорожняют, чистят и высушивают. Царапины на их внешней поверхности зачищают и закрашивают, чтобы предупредить возникновение сквозных проржавлений.
Валопровод и гребной винт
Валопровод и угловая колонка.
Если обнаружен люфт в подшипниках гребного вала, устанавливают новые кольца (или новую набивку - в зависимости от конструкции системы), обильно промасленные. Эту работу можно произвести осенью, можно отложить ее и до весны.
Осматривая угловую колонку, скомбинированную с дизелем или бензиновым двигателем, проверяют резиновые прокладки, располагающиеся между двигателем и фланцем колонки. При обнаружении малейших повреждений прокладки заменяют. Цинковые протекторы, располагающиеся вблизи выхода гребного вала или зоны крепления угловой колонки, заменяют новыми элементами, если старые разрушены более чем наполовину.
Гребной винт. Известные враги гребного винта яхты: обрастание, механический износ, коррозия. Упор гребного винта может уменьшиться наполовину по причине обрастания. Винт складывающегося (раскрывающегося) типа по причине обрастания может прекратить раскрываться.
Сильно обросший винт может быть зачищен водой - струей высокого давления. Дальнейшую его обработку можно осуществить, используя специальные "холодные" чистящие средства. Существуют покрытия, которые хорошо будут защищать гребной винт в дальнейшем. Если винт имеет механизацию, внимание следует уделить износу зубчатого зацепления, подшипников, вокруг которых поворачиваются лопасти.
Если винт имеет сильные повреждения, его следует отдать в ремонт или заменить. Деформированный винт будет действовать в качестве источника вибрации конструкций корпуса, в основном кормовой части яхты.
Следствием вибрации может быть повреждение подшипников и редуктора. Вопрос о том, вернуть на место отремонтированный гребной винт, или хранить его отдельно от яхты — не входит в категорию главных проблем.
Подвесной мотор. Еще более чем в случае стационарного двигателя, рекомендация читать внимательно заводскую инструкцию относится к случаю осмотра и обслуживания подвесного мотора.
Рекомендации же общего характера сводятся к следующему:
- готовя мотор к зимнему хранению, пресной водой тщательно промывают его систему охлаждения;
- намереваясь обеспечить защиту двигателя от коррозии, при работающем двигателе масло впрыскивают в карбюратор;
- опорожняют карбюратор и чистят топливный фильтр (меняют бумажный вкладыш);
- проверяют работу электросети, свечей зажигания, зачищают контакты (к весне готовят и весной заменяют старые свечи новыми);
- меняют масло в редукторе (отработавшее масло утилизируют в соответствии с действующими природоохранными законами);
- снимают гребной винт, гребной вал чистят и смазывают; проверяют, удерживает ли масло радиальное уплотнение;
- протирают внешние поверхности мотора полирующей пастой, поврежденные места восстанавливают, производя подкраску составом подходящего цвета, тщательно шлифуя покрытие.
Подготовленный к хранению мотор устанавливают на штатных козлах в сухом помещении. Сверху его прикрывают тканью - ни в коем случае не воздухонепроницаемой пленкой, способствующей скоплению под ней сырости и даже влаги - конденсата, чрезвычайно вредных для мотора.
из книги Яхтенное дело. Справочное издание. — СПб.: "Элмор", 2005