среда, 3 декабря 2014 г.

все о морской болезни-как бороться

Михаил Павлович Ефременко
Укачивание, его профилактика и лечение

«В начале морской болезни боятся умереть, а если она затягивается, то желают умереть»
Валера- прошел мыс Горн, знает, что посоветовать

В давно минувшие времена, когда единственным средством передвижения были ноги, человек после длительных переходов чувствовал лишь усталость да острую потребность в отдыхе. Но вот человеку стало тесно на суше, и сперва небольшие, а затем крупные корабли и суда начали бороздить морские и океанские просторы. И человек вдруг почувствовал определенные неудобства: при длительном плавании, особенно во время качки, у него появлялись головокружение, головная боль, усиленное слюноотделение, тошнота, рвота. В тяжелых случаях у некоторых людей понижалась мышечная сила, нарушалась координация движений, ослаблялась память, что приводило иногда к полной потере работоспособности. Этот недуг 
получил название «морская болезнь».

С появлением скоростных наземных и воздушных видов транспорта симптомы этой болезни стали наблюдаться и у людей при езде в поезде, автомобиле, на мотоцикле, при полетах на самолетах, вертолетах, планерах. Тогда для обозначения этой болезни появился другой термин – «укачивание», который более полно отражает сущность явления и связывает его с непосредственной причиной возникновения – передвижением.
В специальной литературе укачивание иногда называют болезнью передвижения (движения), или кинетозами.
Укачивание, как болезненное состояние, возникает обычно при плавании на кораблях (судах) и полетах на летательных аппаратах, когда они резко изменяют свое положение в пространстве, а также при быстрой езде, особенно по извилистой и неровной дороге, на автомобиле или других видах наземного транспорта. Возникающие при этом ускорения воздействуют на вестибулярный аппарат и внутренние органы человека, импульсы от которых поступают в головной мозг и вызывают реакции сердечнососудистой и пищеварительной систем.
Несмотря на техническое совершенство современного транспорта, число укачивающихся в некоторых случаях достигает 90 процентов. Среди них – как пассажиры, так и работники транспорта. При укачивании нарушение физиологических функций организма человека, приводящее к снижению, а подчас и полной потере работоспособности, может пагубно сказаться на безопасности судовождения и полетов.
Между тем число лиц, пользующихся скоростными способами передвижения, возрастает прямо пропорционально бурному развитию транспорта. Несмотря на значительные успехи, достигнутые в его развитии в предшествующие годы, XXVI съезд КПСС подчеркнул, что в одиннадцатой пятилетке необходимо максимально использовать резервы и возможности для дальнейшего улучшения работы железнодорожного и других видов транспорта.
На пассажирских авиалиниях появятся новые сверхзвуковые самолеты с большими возможностями длительного беспосадочного полета. Морской флот пополнится крупнотоннажными и специализированными судами, комфортабельными пассажирскими лайнерами. Возрастет техническое оснащение речного флота. Резко увеличится количество грузовых и легковых автомобилей.
Укачиванию подвержены и более закаленные люди – спортсмены. Особенно это относится к таким культивируемым в организациях ДОСААФ военнотехническим видам спорта, как водномоторный, автомобильный, мотоциклетный, самолетный, вертолетный, планерный. Об этой болезни следует помнить и при подготовке допризывной молодежи к службе в армии и на флоте.
Важность и сложность проблемы укачивания не вызывают сомнения. Она актуальна для широкого круга читателей. Причины возникновения, симптомы, профилактику и методы лечения этой болезни следует знать не только медицинским работникам, но и тем, кто пользуется скоростными видами транспорта и обслуживает их, кто занимается военноприкладными видами спорта, кто готовится стать защитником мирного, созидательного труда своего народа, народов стран социалистического содружества.
При подготовке данной брошюры автор широко использовал труды, выводы, советы и рекомендации, статистический и фактологический материал дореволюционных, советских и зарубежных ученых и врачей, а также личные многолетние практические наблюдения и опубликованные на их основе труды.

УКАЧИВАНИЕ. ПРИЧИНЫ И МЕХАНИЗМЫ ЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ

Под укачиванием понимается своеобразная реакция организма человека на действие инерционных сил при передвижении, особенно при резком изменении положения в пространстве транспортных средств. Укачивание проявляется в виде сложного комплекса симптомов центральной нервной и сердечнососудистой систем, желудочнокишечного тракта, гипофизарнонадпочечниковой системы и обмена веществ.
Многолетние наблюдения указывают на разную частоту случаев укачивания. Эго связано с тем, что исследования проводились в неодинаковых условиях, а критерием оценки являлась разная степень выраженности укачивания. По одним данным, морской болезни подвержены до 90 процентов лиц, впервые попавших на море, и до 40 процентов – при повторных воздействиях качки. Некоторые авторы на основе анализа материалов второй мировой войны утверждают, что на судах сопровождения конвоев во время шторма морской болезнью заболевало от 40 до 60 процентов моряков. Причем эти данные относятся лишь к выраженной степени укачивания.
Автор данной брошюры установил, что в среднем три четверти моряков на современных морских судах при плавании в Баренцевом море при волнении моря в 5–8 баллов подвержены укачиванию разной степени тяжести. Так, моряки со стажем плавания около года более подвержены укачиванию, чем моряки со стажем плавания от двух до трех лет. У первых после однихдвух суток качки в 50 процентах случаев наблюдалась выраженная, в 35 – средняя и в 15 – легкая степень укачивания. У более опытных моряков чаще отмечалась средняя степень укачивания, реже – выраженная и лишь в отдельных случаях легкая степень укачивания.
На небольших судах, плававших в Балтийском море, укачиванию подвергались треть моряков с плавательным стажем до года, 21 процент – от года до трех лет, 12 – в четыре года и 9 – более пяти лет (рис. 1). Здесь же представлены данные обследования 335 членов экипажей судов и 296 пассажиров во время плавания в Баренцевом и Белом морях. Около 90 процентов людей, впервые попавших в качку при волнении моря в 3–4 балла, подвергались укачиванию разной степени тяжести. По мере увеличения времени плавания 43 процента этих людей совсем перестали укачиваться, у 18 – укачивание протекало в легкой степени и 39 – продолжали укачиваться, но при волнении моря в 5 баллов и более.
Таким образом, частота случаев укачивания зависит от стажа и времени плавания, от состояния моря. У более опытных моряков эта болезнь встречается реже. По мере увеличения времени плавания случаи заболевания и степень их проявления также уменьшаются. Однако известны примеры, когда организм некоторых людей не может приспособиться к морской качке. Так, английский флотоводец адмирал Нельсон много плавал, но при каждом шторме жестоко страдал от морской болезни.
Укачивание в воздухе происходит реже, чем на море. И тем не менее значительная часть людей, пользующихся летательными аппаратами, не избегает этого недуга. Так, из некоторых иностранных источников явствует, что при пятичасовом полете 80 процентов авиадесантников подвергались укачиванию. Исследования советских ученых показали, что во время полетов на винтомоторных самолетах укачивается 12–13, а на самолетах с газотурбинными двигателями – 1–3 процента пассажиров.
Частота случаев морской болезни зависит также от функционального состояния организма человека, т. е. состояния его здоровья. Отмечено, что укачиваются чаще лица, страдающие заболеваниями уха, горла, носа и желудочнокишечного тракта. Так, среди летного состава с заболеваниями ЛОР органов вестибуловегетативные расстройства составили: у летчиков – 34, у штурманов – 55 процентов случаев.
В процессе наблюдения установлено, что у лиц, страдающих заболеваниями желудочнокишечного тракта, главным образом хроническим гастритом с секреторной недостаточностью, симптомы морской болезни наблюдаются даже при сравнительно небольшом волнении моря, а протекает она в более выраженной форме, чем у здоровых людей.
Теории возникновения укачивания существовали с древних времен и подвергались пересмотру по мере накопления человечеством знаний во всех областях естественных наук.
Бывали времена, когда причиной укачивания считалось все что угодно, только не перемещение тела в пространстве. Так, некоторые утверждали, что морскую болезнь вызывает морской воздух, насыщенный электричеством. Поэтому для предупреждения укачивания рекомендовалось надевать на лицо железную маску с остриями, притягивающими электричество. Другие морскую болезнь объясняли заражением воздуха миазмой, развивающейся в морской воде от гниения органических веществ. Даже Рене Декарт – известный французский философ, математик, физик и физиолог – явление укачивания связывал с необычными для человека условиями плавания, т. е. с психическим фактором.
В последующем исследователи пришли к убеждению, что причиной укачивания являются механические, длительные, периодически повторяющиеся разнонаправленные перемещения тела человека в пространстве. При плавании на судах они вызывают морскую, а во время полетов – воздушную болезнь.
Под качкой корабля (судна) имеются в виду колебательные движения, совершаемые кораблем (судном) под воздействием волн, ветра и других причин. Колебания могут быть собственные (естественные), происходящие под влиянием инерции и остойчивости после разового воздействия возмущающих усилий, и, вынужденные, возникающие при систематическом воздействии внешних сил.
Величина размахов качки зависит от отношения периода собственных колебаний к периоду волн, т. е. от возможного погашения размахов качки сопротивляющейся водой, а также от крутизны волны и отношения ширины корабля к длине волны. Обычно при качке амплитуда размахов будет тем больше, чем данная часть судна более удалена от оси качания.
Время перемещения судна из одного крайнего положения в другое и обратно (на тихой воде) называется собственным (естественным) периодом колебания судна. Качка у судов с небольшим естественным периодом колебания обычно быстрая и порывистая, у судов с большим периодом – медленная и плавная. В противоположность естественным колебаниям время вынужденных колебаний судна зависит от длины, высоты и направления волн, которые в свою очередь зависят от силы и скорости ветра.
Различают три вида качки корабля: бортовую (боковую), или поперечную, килевую, или продольную, и вертикальную. Обычно все эти виды качки корабля встречаются в сочетании.
При бортовой качке угловые колебания корабля вокруг его продольной оси приводят к изменению крена. Для больших судов при благоприятном плавании он не должен превышать 20° на сторону. Однако она будет увеличиваться, если судно пойдет бортом к волне. При бортовой качке наибольшие движения совершают борта, а так как самая широкая часть судна находится посредине его длины, то именно здесь люди подвергаются самому сильному укачиванию. Наименьшая бортовая качка наблюдается у миделя, т. е. в месте пересечения всех осей качания, а также на носовой и кормовой оконечностях корабля.
Килевая качка возникает как следствие угловых колебаний корабля вокруг его поперечной оси и вызывает изменения дифферента корабля, т. е. наклона в продольной вертикальной плоскости относительно поверхности моря. К килевой качке приводят вынужденные колебания судна, так как собственные колебания в этом случае быстро погашаются водой. Когда корабль идет против волны, килевая качка усиливается, а скорость хода снижается, так как при дифференте на нос увеличивается сопротивление воды. Наибольшему укачиванию при этом подвергаются лица, находящиеся на носу или на корме судна.
При вертикальной качке линейные колебания корабля вдоль вертикальной оси приводят к изменениям осадки корабля, т. е. расстояния от горизонтальной плоскости, проведенной через нижнюю точку в середине длины корпуса до поверхности спокойной воды. Этот вид качки не приводит к укачиванию.
Бытует еще понятие «мертвая зыбь», которая обычно наступает после бури. Впечатление штиля при этом обманчиво, так как амплитуда колебания волн иногда достигает нескольких метров. Мертвая зыбь вызывает наиболее тяжелое состояние укачивания.
Быстрая, стремительная качка малых судов переносится, как правило, легче, чем медленные качания больших судов. На среднем и полном ходу качка переносится также легче. Укачивание усиливается, когда судно идет малым или самым малым ходом. Чем больше длина волны, тем качка плавнее и неприятнее.
Качка самолета – это перемещение его вокруг продольной оси, когда одно крыло поднимается, а другое в это время опускается и наоборот. При полетах укачивание может возникнуть при так называемой «болтанке», при «рыскании» самолета или при выполнении им нескольких следующих друг за другом маневров. «Болтанка» самолета происходит в результате вертикального перемещения его вверх и вниз. Чем больше масса самолета и выше скорость его полета, тем меньше «болтанка», а, следовательно, и укачивание. Под «рысканием» самолета понимают вращательные движения, совершаемые в горизонтальной плоскости вокруг ее вертикальной оси. При этом нос самолета смещается то вправо, то влево. Обычно это бывает при сильном боковом ветре, когда пилот вынужден периодически «доворачивать» самолет, чтобы выдержать курс полета.
Развитию укачивания способствует все то, что отрицательно сказывается на функциональном состоянии организма человека и приводит к понижению статокинетической устойчивости, т. е. способности функциональной системы анализаторов, воспринимающей пространство и осуществляющей функцию равновесия тела, сохранять стабильную деятельность и обеспечивать высокий уровень профессиональной работоспособности человека при воздействии статокинетических раздражений, возникающих как при пассивных, так и при активных перемещениях в пространстве.
Статокинетическая устойчивость тесно связана с вестибулярной, однако имеет некоторые отличия. Она определяет устойчивость человека не только к вестибулярным стимулам, но и к раздражителям, адресованным к другим анализаторам (зрительному, проприоцептивному, двигательному и интероцептивному). Статокинетическая устойчивость более адекватно отражает резистентность человека к комплексному воздействию раздражителей, возникающих в процессе перемещений в пространстве, чем изолированно определяемые вестибулярная, оптокинетическая и другие виды устойчивости.
К факторам, способствующим развитию укачивания, относятся повышенная температура и влажность воздуха, недостаточная вентиляция корабельных помещений, пониженное парциальное давление кислорода во вдыхаемом воздухе, шум, вибрации, наличие в воздухе паров керосина, бензина, запахи отработанного машинного масла, дыма, лаков, приготовляемой пищи, курение и употребление алкоголя, утомление и переутомление, длительные нервные напряжения.
Приступы морской или воздушной болезни могут возникнуть даже после прекращения качки, при воздействии на организм дополнительных факторов. Известны случаи, когда авиационные пассажиры хорошо переносили качку самолета в полете, а при езде в автобусе или на такси под воздействием таких дополнительных факторов, как утомление, повышенная температура и влажность, запахи масла, дыма, у них возникала воздушная болезнь в выраженной форме.
Немаловажную роль в развитии укачивания играет нарушение режима труда, отдыха и питания (обильная, жирная, трудноперевариваемая пища), повышенный вес и большой рост человека. Лица, легко поддающиеся внушению, укачиванию подвергаются быстрее. Так, иногда даже вид укачавшегося, особенно при наличии рвоты, может вызвать у них симптомы укачивания.
Развитию укачивания способствуют также длительные волнения, переживания, страхи. Отмечаются случаи, когда человек, перенесший выраженную форму укачивания с тошнотой, многократной рвотой, головной болью, общей слабостью, при повторном плавании со страхом вновь ждет эту болезнь и только от этого его начинает укачивать.
Существенными дополнительными факторами, влияющими на развитие укачивания, являются различные заболевания. Они снижают специфическую и неспецифическую резистентность человека к воздействию внешней среды. Установлено, что у лиц, страдающих язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки, хроническими гастритами, функциональными расстройствами желудка, хроническими холециститами, мочекаменной болезнью, а также различными функциональными и органическими заболеваниями центральной нервной системы, морская болезнь возникает чаще и протекает в более тяжелой форме, чем у здоровых людей. Очень тяжело переносят укачивание больные истерией.
Существует и обратная зависимость: укачивание способствует развитию новых и обострению хронических заболеваний желудочнокишечного тракта, сердечнососудистой системы и других. Данные переносимости пробы с прерывистым воздействием ускорений Кориолиса (2 мин) и укачивания на качелях у летного состава показали, что вестибулярная устойчивость у лиц с заболеваниями органов пищеварения в три раза ниже, чем у здоровых. После лечения заболеваний желудочнокишечного тракта подверженность укачиванию этих больных значительно уменьшилась.
Многие исследователи связывают возникновение укачивания с нарушением функционального состояния сердечнососудистой системы (существенную роль играет гипотония), мозгового кровообращения. У укачиваемых лиц внутричерепная гемодинамика отличается монотонностью реакции, отсутствием привыкания к укачиванию в момент воздействия качки и медленным восстановлением после воздействия. Не укачиваются лица, у которых внутричерепное кровообращение быстро изменяется в ответ на раздражение вестибулярного аппарата..
Считается также, что развитию укачивания способствует нарушение гемодинамики с определенными микроциркуляторными расстройствами на тканевом и межклеточном уровнях, гипертензионная направленность сдвигов, нарушение водносолевого обмена с тканевым дисбалансом ионов калия и кальция. Лица, перенесшие закрытую черепномозговую травму, с астеноневротическим состоянием, нейроциркуляторной дистонией по кардинальному и гипертоническому типу укачиваются быстрее и заболевание (укачивание) протекает тяжелее, чем у здоровых людей. У них же понижена вестибулярная устойчивость.
Из наблюдений морских врачейпрактиков явствует, что укачивание быстрее возникает и протекает несколько своеобразно у лиц, страдающих хронической ишемической болезнью сердца и гипертонической болезнью.
Есть предположение, что подверженность некоторых людей укачиванию зависит от наличия особой предрасположенности организма, в основе которой лежит конституциональная недостаточность лимбикогипоталаморетикулярного комплекса, в большинстве случаев наследственная. Эта недостаточность у разных людей выражается в различной степени – от состояния, граничащего с заболеванием, до индивидуальных функциональных особенностей этих центров. По мнению авторов этого предположения, это проявление выраженного вегетативного криза парасимпатического характера, появляющегося при длительном раздражении некоторых афферентных систем (и главным образом, вестибулярной) у людей, обладающих такой предрасположенностью. Эта предрасположенность не является болезнью, и люди с конституциональноприобретенной недостаточностью лимбикоректикулярного комплекса в межприступный период почти здоровы. Но при длительном раздражении некоторых афферентных систем у этих людей развивается укачивание с полной клинической картиной. Вероятно, наличие конституциональноприобретенной недостаточности лимбикоректикулярного комплекса у человека и является тем необходимым условием развития укачивания, без которого наличие одной причины не вызывает заболевания (укачивания). Это положение подтверждено клиникой таких заболеваний, как воспаление среднего уха, мигрень, острый отек Квинке, болезнь Меньера.
Таким образом, заболевание организма является существенным фактором в развитии укачивания. Оно влияет на функциональное состояние многих органов исистем, а функциональное состояние организма в свою очередь сказывается на тяжести течения этой болезни. Забегая несколько вперед, необходимо отметить, что одной из мер борьбы с укачиванием является предупреждение и своевременное лечение заболеваний у лиц, пользующихся скоростным транспортом или обслуживающих его.
Следует сделать еще один вывод. Большинство отмеченных здесь дополнительных факторов, способствующих развитию укачивания, может быть устранено работниками транспорта, а в некоторых случаях – и пассажирами. Это ибудет одним из путей профилактики укачивания.
Известны следующие физиологические механизмы укачивания: рефлекторный; условнорефлекторный; нарушение функциональной системностианализаторов, осуществляющих восприятие пространства; ослабление реципрокных влияний с рецепторов отолитовой части вестибулярного аппарата на функцию полукружных каналов.
Основным механизмом укачивания является рефлекторный, т. е. раздражение рецепторов тех анализаторов, которыми воспринимаются механические и оптические раздражения. Роль указанных анализаторов в механизме укачивания различна. В наиболее распространенной и общепризнанной отолитовой теории главная роль отводится отолитовой части вестибулярного аппарата. Основные положения этой теории сводятся к следующему. Существенное значение в развитии укачивания имеют вертикальные перемещения. Другие движения (вращения, наклоны и т. д.) также вызывают укачивание, но в меньшей степени. Механический фактор – перемещение по вертикали – раздражает в какойто мере все подвижные органы, их связочный аппарат, проприорецепторы и рецепторы кожномеханического анализатора. Специфическим органом восприятия качаний является отолитовый аппарат, так как он чувствителен к прямолинейным перемещениям и имеет низкий порог раздражения.
Несколько меньшую роль в происхождении (возникновении) укачивания по сравнению с рефлекторными играет условнорефлекторный механизм.
Нарушение функциональной системности анализаторов (вестибулярного, двигательного, интероцептивного, кожномеханического и зрительного), осуществляющих восприятие пространства, наблюдается в том случае, когда из нее в центральную нервную систему поступает взаимоисключающая сигнализация. Так, при ограничении внекабинной пространственной ориентировки во время «болтанки» все механорецепторы человека реагируют на механические смещения, тогда как со зрительного рецептора поступает противоположная информация. В центральной нервной системе происходит диссоциация, нарушение функциональной системности анализаторов, возникают условия, усугубляющие состояние укачивания.
Ослабление реципрокных влияний с рецепторов отолитовой части вестибулярного аппарата на функцию полукружных каналов представляет несомненный интерес. В последние годы советские ученыемедики несколько развили отолитовую теорию. Они выделяют четыре фазы в развитии состояния укачивания.
Первоначально качания вызывают, повидимому, иррадиацию возбудительного процесса в коре головного мозга (первая фаза). Известно, что некоторые лица после качелей чувствуют себя лучше, у них повышается настроение, работоспособность и т. д. Качания в силу иррадиации слабого возбуждения в коре головного мозга вызывают у этих людей повышение возбудимости высших отделов центральной нервной системы.
При усилении качаний или при увеличении времени их действия наблюдается внешнее торможение (вторая фаза), которое вследствие одновременной отрицательной индукции вызывает снижение возбудимости и лабильности зрительного анализатора, остроты обоняния, ослабляет протекание условных и безусловных рефлексов, снижает секреторную и моторную функции желудка и т. д.
Затем, по мере продолжения качаний, из очага возбуждения (повидимому, чаще из коркового отдела вестибулярного анализатора) происходит иррадиация сильного возбуждения в коре больших полушарий, которое распространяется и на подкорковые образования (третья фаза). При этом происходит не повышение возбудимости тех или иных структур, как это имело место в первой фазе укачивания, а активизация различных нервных центров. В результате возникают рвотные движения, изменяется моторика желудочнокишечного тракта, появляются сдвиги в функциональном состоянии сердечнососудистой, дыхательной, гипофизарнонадпочечниковой систем и т. д.
Во время четвертой фазы при запредельном торможении сначала возникают гипнотические фазы в какихто отдельных структурах, а затем и в большей части нервной системы – ступорозное состояние, прострация, обмороки и т. д.
При скрытом течении укачивания наблюдаются только две первые фазы: первоначальное повышение возбудимости центральной нервной системы, а затем понижение ее вследствие внешнего торможения. При выраженных проявлениях состояния укачивания имеют место все четыре фазы.
У лиц с пониженной статокинетической устойчивостью качания часто сразу же вызывают внешнее торможение (вторая фаза), скоро сменяющееся последующими фазами. Первая фаза, повидимому, здесь не улавливается современными методами исследования вследствие ее скоротечности.

КЛИНИКА УКАЧИВАНИЯ

Существует несколько форм укачивания, возникающих при различных способах передвижения: морская болезнь – при плавании на морских и речных судах, воздушная болезнь – при полетах на самолетах и вертолетах, железнодорожная болезнь – при езде на поездах, автомобильная болезнь – при езде на автомобилях, лифтная болезнь – при следовании лифтом. Имеются даже безымянные формы укачивания. Они возникают при верховой езде, при езде на рессорных экипажах, ходьбе по неровной местности, по болотным кочкам. Укачивание может возникнуть также при пользовании качелями и каруселями, во время быстрых спусков на лыжах по крутым склонам, при активных вращательных и криволинейных движениях во время танцев, при акробатических упражнениях и др. Состояние укачивания может возникнуть даже при сильных и продолжительных землетрясениях.
В клинической картине различных форм укачивания много общего. Однако имеются и свои особенности, так как причины, их вызывающие, и условия, в которых пребывает человек в это время, далеко не идентичны.
Различают такие формы укачивания, как астеническую, ажитированную и смешанную. Чаще всего наблюдается астеническая форма. Проявляется она резким угнетением эмоциональной сферы, психической подавленностью, заторможенностью и сочетается с различной степенью выраженности вегетосоматических реакций со стороны разных систем организма. Ажитированная форма характеризуется чрезмерной неустойчивостью эмоциональной сферы: излишней разговорчивостью, немотивированным смехом, «театральностью» позы, речи и пр. Кроме того, при этой форме укачивания часто наблюдается неоправданная обстановкой подвижность. При смешанной форме укачивания происходит смена эмоционального состояния, когда вслед за эректильной фазой быстро наступает астеническое состояние.
Современная медицинская наука считает, что укачивание представляет особую нозологическую форму патологического процесса – болезни. Этот процесс имеет причину, определенный механизм возникновения, течение, определенную симптоматику, особый патогенез – с фазовым развитием, длительный период воздействия.
В зависимости от степени проявления симптомов укачивания выделяют два варианта течения заболевания: выраженный и скрытый. У лиц, находящихся в состоянии выраженного укачивания, наблюдаются усиленное слюноотделение, тошнота и рвота, бледность кожных покровов, холодный пот, отсутствие мочевыделения и т. д.
Как правило, появляются вялость, слабость, повышенная утомляемость, головокружение, головная боль, сонливость.
Наиболее существенными признаками, по которым нередко судят о выраженности заболевания, являются симптомы желудочнокишечного тракта – усиленное слюноотделение, тошнота и рвота. Когда эти симптомы проявляются отчетливо, говорят о выраженном варианте укачивания. Если же у человека появляются лишь некоторая вялость, безразличие к окружающему, понижение работоспособности, налицо – скрытый вариант укачивания. Этот вариант может протекать и заканчиваться как самостоятельное заболевание, но при неблагоприятных условиях может переходить в клинически выраженный вариант укачивания. Разумеется, между выраженным и скрытым вариантами имеются переходные варианты.
При клинически выраженном варианте укачивания нарушения возникают почти во всех органах и системах организма. Как правило, они наблюдаются в центральной и вегетативной нервной системе, сердечнососудистой, дыхательной и гипофизарнонадпочечниковой системах, в органах желудочнокишечного тракта и обмене веществ.
При скрытом варианте укачивания изменения наступают главным образом в высших отделах центральной нервной системы и в значительно меньшей степени в желудочнокишечном тракте (чувство дискомфорта) и в сердечнососудистой системе (учащение пульса на 5–10 ударов в минуту, незначительное повышение артериального давления).
По данным некоторых исследователей, воздушная болезнь у летного состава протекает обычно в скрытом варианте и проявляется в ощущении жара в голове, легкой слабости, вялости, незначительной тошноты, сухости во рту и т. д. Объективно наблюдаются изменения окраски кожи лица и видимых слизистых оболочек, легкая потливость, тремор пальцев кистей рук. Течение этого варианта болезни опасно тем, что он с трудом диагностируется. Меры против него, как правило, не предпринимаются, а между тем снижение работоспособности членов экипажей судов и самолетов может привести к отрицательным последствиям.
Клинически выраженный вариант укачивания может быть тяжелой, средней и легкой степени. Тяжелая степень характеризуется активными проявлениями со стороны желудочнокишечного тракта, нарушением деятельности сердечнососудистой и нервной систем, в результате чего у человека резко снижается работоспособность. Субъективные ощущения больных крайне тягостные и хорошо иллюстрируются давно известным изречением: «В начале морской болезни боятся умереть, а если она затягивается, то желают умереть». При средней степени симптомы укачивания проявляются менее заметно, чем при тяжелой степени. При легкой степени, в основном, наблюдаются головокружение, тошнота, незначительное нарушение аппетита, некоторая вялость, апатия.
У моряков с небольшим стажем плавания в клинике укачивания превалировал диспепсический синдром – тошнота, рвота, потеря аппетита. У более опытных моряков в клинической картине укачивания превалировал неврологический синдром – головная боль, нарушение сна, раздражительность или апатия и др.
Клиника укачивания характеризуется большим разнообразием симптомов и зависит от индивидуальных особенностей организма, силы и длительности качаний, сопутствующих факторов обитаемости. Описано более двадцати различных симптомов укачивания. Частота и характер некоторых из них (в процентах) показаны.
показано возникновение рвоты как основного симптома морской болезни, у моряков первого года плавания и у моряков со стажем плавания более трех лет в зависимости от длительности плавания.
Следовательно, выраженность и степень укачивания зависят от плавательного стажа моряков и длительности воздействия качаний. В зависимости от доминирующего характера клинических проявлений укачивание может протекать в следующих формах: нервной, желудочнокишечной, сердечнососудистой и смешанной. При каждой из них наблюдается различная степень тяжести. Такое разделение условно, но оно удобно для проведения направленных дифференцированных лечебнопрофилактических мероприятий.
При нервной форме заболевания одним из ранних симптомов является головная боль различной интенсивности и характера – от небольшой «тяжести» в голове до острой пульсирующей боли. У некоторых головная боль является единственным симптомом укачивания. Она часто сопровождается головокружением с расстройством координации движений, у человека появляется шаткость в походке, ему трудно стоять.
Другой ранний симптом при нервной форме проявления укачивания – апатия (безразличие), как правило, сочетающаяся с нарушением сна в ночное время (заболевший долго не засыпает, сон поверхностный, прерывистый) и сонливостью в дневное время (но сон при этом не наступает). Укачавшиеся обычно адинамичны. Жизнерадостный, разговорчивый, подвижный человек предпочитает молчание, покой, уединение. Люди, привыкшие к умственному труду, не желают и не способны заниматься. Они с трудом слушают собеседника, даже интересную книгу им не хочется читать. Единственное желание – лечь в постель. Потеря интереса ко всему окружающему все возрастает, и укачавшийся даже не пытается преодолеть вялость и апатию, им все более овладевает полнейшее безразличие. Характерно, что при этом они теряют стыдливость, равнодушны к себе и окружающим, их не беспокоит ни собственное положение, ни заботы о близких. Зачастую даже матери не реагируют на плач и стоны своих детей; у страдающих отсутствуют всякие стремления и желания.
Состояние адинамии доходит до такой степени, что укачавшиеся при ознобе не хотят даже взять лежащее рядом одеяло, чтобы укрыться им. Это объясняется еще и тем, что каждый поворот головы моментально вызывает новый приступ головокружения с последующим усилением тошноты. Временами депрессия комбинируется с возбуждением. При этом обычно спокойные, уравновешенные люди становятся раздражительными, вспыльчивыми, грубыми, капризными, надоедливыми.
Наряду с указанными симптомами у подверженных укачиванию появляются бледность кожных покровов, холодный пот, зябкость, которая иногда сменяется чувством жара, нарушается аппетит, теряется вкус. Заболевшие не переносят громкого разговора, шума и других сильных раздражителей. У некоторых лиц нарушается психика – появляется тоска, апатия, страх, фобии и т. д.
Основными симптомами желудочнокишечной формы проявления укачивания являются усиленное слюноотделение, отрыжка, тошнота, рвота. Переходу тошноты в рвоту способствуют взгляд на движущиеся при качке предметы, на близкие волны, движения судна вниз, переход тела из горизонтального в вертикальное положение, прием пищи или ее запах, вид укачавшегося человека. При первых рвотах содержимое рвотных масс составляет принятая перед качкой, притом непереваренная пища, при многократных рвотах – вязкая слизь с примесью желчи, а иногда и кровь. Рвотные движения болезненные. После рвоты наступает кратковременное облегчение общего состояния. Нередко при этой форме наблюдаются расстройства функции кишечника: запоры, реже – жидкий стул. Укачивающиеся быстро теряют в весе (до двух и более килограммов в сутки).
Желудочнокишечная форма нередко сочетается с нервной и переходит одна в другую. Как правило, в клинической картине морской болезни обнаруживается определенная фазность изменений. В начале воздействия качки на организм преобладают симптомы желудочнокишечной формы (диспепсический синдром). При продолжительной качке (более семи суток) преобладает симптоматика нервной формы морской болезни (неврологический синдром).
Сердечнососудистая форма укачивания характеризуется изменением гемодинамических показателей (пульса, артериального кровяного давления, систолического и минутного объемов кровообращения). Заболевшие жалуются на сердцебиения, боли или неприятные ощущения в области сердца.
Клинические симптомы при смешанной форме укачивания могут возникать в самых различных сочетаниях с временным преобладанием то одних, то других проявлений.
Примером смешанной формы морской болезни может служить наблюдение автора за матросом первого года плавания. Через 50 минут с начала качки судна при волнении моря в 6–8 баллов он обратился в медицинскую службу с жалобами на головную боль сжимающего характера в теменной и лобных областях, слюноотделение, тошноту, многократную рвоту, боли в эпигастральной области. При дополнительном опросе было выявлено, что у больного отмечались головокружение, апатия, отсутствие аппетита, тревожность, озноб и полное безразличие к окружающим.

Объективно: бледен, цианоз пальцев кистей рук и кончика носа, выражение лица безразличное, частая рвота. Пульс – 62 уд. в минуту, ритмичный, слабого наполнения, АД110/65 мм рт. ст. Тоны сердца несколько приглушены. Выслушивался систолический шум на верхушке сердца. Количество дыханий в минуту – 18. Язык у корня обложен белосерым налетом. Живот в эпигастральной области несколько напряжен и болезненный при пальпации. Стул был один раз, жидкий. Ведущим симптомам была рвота. При первых рвотах в содержимом рвотных масс была принятая перед этим пища, при последующих рвотах – слизь и желчь; рвотные движения болезненные.

С прекращением качки симптомы морской болезни обычно исчезают, однако некоторые укачавшиеся продолжают болеть. В течение нескольких дней они находятся в прострации, испытывая общую слабость, головную боль, головокружение, тошноту и ряд других болезненных ощущений.
Из описания клинической картины следует, что при укачивании происходит нарушение функции сердечнососудистой системы. У лиц, страдающих морской болезнью, наблюдается урежение пульса и повышение кровяного давления. В последующем выявлялись разнонаправленные изменения гемодинамических показателей.
Гемодинамические показатели изменены под воздействием качки у 90 процентов обследуемых моряков. Как правило, у большинства из них отмечалось урежение пульса, понижение артериального кровяного давления, систолического и минутного объемов кровообращения. Так, после первых двух суток качаний судна у моряков с небольшим стажем плавания были снижены все показатели: частота пульса урежалась в среднем на 13 ударов в минуту, или на 18,6 процента, систолическое кровяное давление понижалось в среднем на 16,5 мм рт. ст., или на 14,2 процента; диастолическое – на 2,1 мм рт ст., или на 3 процента; систолический объем кровообращения уменьшался в среднем на 6,3 мл, или на 8,9 процента, минутный объем крови – на 1,4 л, или на 28,5 процента. После семи суток плавания гемодинамические показатели возвращались к исходному уровню за исключением частоты пульса. При продолжительном плавании (свыше семи суток) у 60 процентов моряков вновь отмечалось уменьшение минутного объема кровообращения и систолического объема крови. У большинства обследуемых было зафиксировано увеличение частоты пульса (в среднем на четыре удара в минуту) и артериального кровяного давления, прежде всего диастолического, в среднем на 6,3 мм рт. ст. по сравнению с показателями до начала плавания.
У более опытных моряков под воздействием качки также происходит изменение гемодинамических показателей. В начале качаний судна изменение было более выраженным, чем при дальнейшем плавании. Однако степень отличия показателей у данной группы обследуемых несколько меньше, чем у моряков с небольшим стажем плавания.
Следовательно, сердечнососудистая система приспосабливается к воздействию качаний на организм. Только этим можно объяснить более значительные изменения функции сердечнососудистой системы в первые сутки качаний судна.
Гемодинамические показатели у обследуемых моряков во время качки в зависимости от длительности плавания судна показаны.
ПРОФИЛАКТИКА И ЛЕЧЕНИЕ УКАЧИВАНИЯ

Профилактика и лечение укачивания включают следующие направления: специальный отбор кандидатов в плавающий и летный составы, последующий медицинский контроль за состоянием их здоровья; тренировки с целью повышения статокинетической устойчивости организма; проведение санитарногигиенических мероприятий; рефлекторностимулирующее воздействие; психогигиену и психопрофилактику; использование определенных фармакологических и других средств.
При отборе кандидатов в плавающий и летный составы необходимо проводить углубленное медицинское обследование, включающее достоверную оценку состояния вестибулярного аппарата и статокинетической устойчивости с помощью апробированных методик и степени ваготонии.
Набор методических приемов достаточно обширен. Наиболее эффективным из них являются проба ОР (отолитовой реакции), проба с кумуляцией ускорений при качаниях, воздействие ускорений Кориолиса. Остановимся на некоторых из них.
Метод непрерывной кумуляции ускорений Кориолиса – НКУК, определяемый на кресле Барани: во время вращения со скоростью 30 оборотов в минуту обследуемый с закрытыми глазами наклоняет голову (30 раз в минуту) от правого плеча к левому и обратно (от вертикали на угол не менее 30°). Критерием переносимости пробы является время появления тошноты. Учитывается также появление и других симптомов: иллюзии качания, побледнения, чувства тепла. Все обследуемые в зависимости от времени переносимости ускорений Кориолиса подразделяются на пять групп – пять степеней переносимости
Степень ваготонии определяется по данным изучения рефлекса Ашнера, частоте пульса, величине артериального давления, выраженности дермографизма, по количеству лейкоцитов крови и т. д. В результате обследования выявляются лица с повышенной вестибуловегетативной чувствительностью, а также имеющие те или иные скрытые или выраженные функциональные нарушения системы, осуществляющей восприятие пространства и функцию равновесия. В зависимости от вегетативных симптомов можно выделить несколько групп лиц: у которых вегетативный симптомокомплекс проявляется уже в первые моменты действия раздражителя; которым для появления вегетативной реакции требуется более продолжительное действие и притом сильный раздражитель; у которых вегетативные реакции появляются от более продолжительного действия раздражителя, хотя бы и небольшой величины; у которых вегетативный симптомокомплекс совершенно не наблюдается.
При отборе следует строго относиться к анамнезу и результатам клиниколабораторных исследований, чтобы не допустить к обучению в учебных отрядах и школах плавающего и летного состава лиц, длительно страдающих заболеваниями желудочнокишечного тракта, перенесших черепномозговую травму, с болезненными нервнопсихическими реакциями, с заболеваниями сердечнососудистой системы и др.
Перед выходом в море судовой врач должен выяснить у вновь прибывшего плавсостава переносимость качки. Если среди них окажутся лица с высокой вестибуловегетативной чувствительностью, то их следует взять под особое медицинское наблюдение для проведения с ними комплекса мероприятий по профилактике морской болезни.
Статокинетическая тренировка подразделяется на активную, пассивную и смешанную.
Активная тренировка проводится посредством общих физических упражнений, рассчитанных на всю систему анализаторов и в первую очередь на рецепторы вестибулярного и двигательного анализаторов. Установлено, что люди, профессия которых связана с резкими движениями тела и головы (кавалеристы, акробаты, гимнасты, артисты балета), обычно укачиваются в меньшей степени. Это объясняется систематической вестибулярной тренировкой, вследствие чего для повышения устойчивости к качке рекомендуется конькобежный, конный, велосипедный, парусный и гребной спорт.
Для. установления эффективности активной тренировки в условиях корабля на протяжении трех месяцев применялся специальный комплекс гимнастических упражнений на утренней физзарядке:

– шаг на месте с высоким подниманием бедра – 40 секунд;
– повороты головы направо и налево (на два счета) – 40 раз в течение 40 секунд;
– вращение рук впередназад по 15 раз в течение 30 секунд;
– вращение корпуса (кружение) – в каждую сторону по 15 раз;
– сгибание и разгибание рук в упоре лежа 15 раз;
– наклон головы впередназад (на два счета) – 20 раз в течение 40 секунд;
– кульбиты и кувырки вперед и назад – 3–5 раз;
– приседание до отказа на всей ступне (на два счета) – 20 раз в течение 40 секунд;
– наклоны головы в сторону (на два счета) – 20 раз в течение 10 секунд;
– наклоны туловища в стороны (на четыре счета – по два вправо и влево) – по 15 раз в течение 30 секунд;
– сгибание туловища под прямым углом и кружение. После каждого третьего кружения – остановка на дветри секунды, а затем резкое выпрямление туловища. Всего 15 кружений в каждую сторону, в течение двух минут;
– прыжки на носках (на два счета) – 30 секунд;
– переметы боковые, передние и задние – 3–5 раз;
– дыхательные упражнения – 30 секунд.

Показателем эффективности активной тренировки являлось изменение двигательной и вегетативной реакции, а также времени последействия. Было отмечено, что активная тренировка больше всего повлияла на степень двигательной реакции и продолжительность времени последействия, вегетативная реакция изменилась незначительно.
Наиболее эффективными методами повышения статокинетической устойчивости организма являются плавание стилем кроль с вращением вокруг продольной оси тела, прыжки в воду, занятия баскетболом, футболом, катание на коньках, гимнастика и др. При систематических тренировках (дватри месяца) устойчивость к укачиванию повышается на 5б–80 процентов по сравнению с исходным уровнем. Достигнутый эффект сохраняется длительное время (до шести месяцев).
Таким образом, спортсмены обладают более высокой статокинетической устойчивостью, чем лица, не занимающиеся спортом. Эту истину следует всемерно пропагандировать во всех организациях ДОСААФ, где ведется работа с допризывной и призывной молодежью.
Для активной тренировки пилотов и лиц, занимающихся авиационными военноприкладными видами спорта, можно рекомендовать комплекс активной вестибулярной гимнастики, приведенной в табл. 3.
Для пассивной тренировки применяются различные стенды, а способы тренировки летного состава приведены в табл. 4.
Для пассивной тренировки можно использовать также кресло Барани или вращающиеся кресла, качели конструкции К. Л. Хилова, установки С. С. Маркаряна и другие стенды.
Оценка статокинетической устойчивости при качании обследуемых лиц на четырехштанговых качелях по методике К. Л. Хилова производится следующим образом. Если после 15минутного качания в ритме 16 циклов в минуту симптомы укачивания отсутствуют, значит человек имеет высокую устойчивость (нулевая степень). Если симптомы укачивания (бледность, головокружение, тошнота, рвота и др.) возникают только после 15минутного качания, то устойчивость считается хорошей (первая степень). При возникновении симптомов укачивания после 5минутного качания степень устойчивости оценивается как вторая. Появление симптомов укачивания в первые пять минут качания означает, что организм человека неустойчив к статокинетическим раздражителям (третья степень). По этой методике можно проводить исследование и для выявления скрытых форм укачивания.


Для проведения массовой пассивной тренировки А. И. Вожжова и А. А. Семенов предложили специальную катерную установку, позволяющую одновременно тренировать на суше 20–25 человек. Кроме того, рекомендуется выполнять ряд специальных гимнастических упражнений для движения головы и туловища. Специально подобранными упражнениями, в основном состоящими из быстрых движений головой, можно в короткие сроки повысить устойчивость к укачиванию. Комплекс движений головой включает: повороты, наклоны вперед и назад, наклоны в сторону, вращение по ходу часовой стрелки и в обратном направлении в темпе однодва движения в секунду. Приводим примерный перечень некоторых специальных упражнений, которые могут выполняться в учебных отрядах, школах, на корабле.

I. Тренирующийся занимает исходное положение стоя, глаза открытые (в некоторых случаях упражнения можно делать сидя на стуле). Комплекс включает следующие упражнения:
– повороты головы вправо и влево до отказа;
– наклоны головы вперед и назад («кивки»);
– наклоны головы к плечам (вправо и влево);
– вращение головы вокруг продольной оси тела справа налево;
– вращение головы вокруг продольной оси тела слева направо.
Каждый вид упражнений следует проводить в течение одной минуты, ритм – не свыше 120 движений в минуту (следует начинать тренировки с ритмом 30 движений в минуту, а затем постепенно наращивать его с каждой тренировкой). Весь комплекс надо выполнять в течение нескольких минут в период утренней гигиенической физзарядки.
II. Повороты головы направо и налево на месте и в движении – 10 раз;
– повороты корпуса тела на месте в пределах 45–180° – 10 раз;
– наклоны головы вперед и назад на месте и в движении – 10 раз;
– наклон туловища вперед и разгибание назад на месте и на ходу – 5–10 раз;
– наклоны головы в стороны на месте и в движении – 10 раз;
– наклоны туловища в стороны на месте и в движении (руки в замке над головой) – 5–10 раз;
– наклон туловища под прямым углом и вращение в одну сторону – 10 раз, затем остановка, выпрямление туловища и ходьба по прямой на расстояние 3–5 метров (активная отолитовая реакция);
– прыжки на носках 40–50 раз за 30 секунд, бег и ходьба на месте, прыжки на месте с поворотом на 180–360° – 5–10 раз.
III. Поворот боком («колесо») в обе стороны – 6 раз;
– кульбиты и кувыркание вперед и назад – 6 раз;
– стойка на руках (у стенки или с помощью товарища) – 3 раза;
– обороты на перекладине завесом вперед и назад, а также верхом вперед или назад – 6–8 раз;
– упражнения на параллельных брусьях: перевороты, стойка на плечах, подъем разгибом из размахивания;
– кружение в обе стороны на вертикальном канате или на кольцах с закручиванием веревки;
– передвижение по бревну для тренировки равновесия;
– качание на двухбруоковых качелях Хилова в течение 15 минут;
– упражнения на гигантских шагах.

Наиболее эффективной является смешанная тренировка, в которой сочетаются элементы пассивной и активной тренировок.

Значительное повышение статокинетической устойчивости происходит в процессе длительной летной деятельности и систематического плавания на судах. Постоянная тренировка может даже закрепляться наследственно. Это подтверждается тем, что целые поколения рыбаков и мореплавателей, трудовая деятельность которых связана с постоянным пребыванием в море, укачиванию не подвергаются.

Профилактика морской болезни посредством гигиенических мероприятий должна быть направлена главным образом на устранение дополнительных факторов, способствующих развитию укачивания. Известно, что степень укачивания зависит от микроклимата поста, его месторасположения на судне, трудовой активности и занятости членов экипажа во время похода, изменения барометрического давления в кабине самолета, падение парциального давления кислорода в ней. Необходимо проветривать жилые и служебные помещения судна, максимально ограничивать воздействие шума, вибрации, повышенной температуры воздуха. Меньше всего подвержены воздействию качки моряки наружных постов. Моряки же внутренних постов, и прежде всего специалисты электромеханической части, укачиваются больше, так как на них постоянно воздействуют интенсивный шум, вибрация, высокая температура и загрязненный воздух. Предупреждают и уменьшают проявления морской болезни отвлечение (переключение) внимания от волнения моря (особенно предохраняет от морской болезни физическая работа, пребывание на свежем прохладном воздухе). Нахождение на верхней палубе у большинства моряков уменьшает явления морской болезни. Размещение в средней части судна, где качка слабее выражена, отдых в положении на спине на койке, расположенной вдоль борта судна, или в кресле со слегка запрокинутой назад головой также способствуют уменьшению симптоматики морской болезни.
Важное значение в борьбе с укачиванием имеет воспитание у членов экипажей морских качеств, его «оморячивание», что достигается целым комплексом самых разнообразных мероприятий, начиная с повседневной разъяснительной работы и до высокой организации службы на судне. С увеличением плавательного стажа появляется устойчивость к укачиванию. Однако встречается немало людей, которые отлично справляются с морской службой, несмотря на постоянную подверженность к укачиванию.
Одним из факторов предупреждения укачивания является соблюдение режима труда и отдыха. Укачивание развивается быстро при утомлении, разовом и хроническом переутомлении. Вот почему необходимо обращать внимание на отдых летного состава перед полетом и членов экипажей судов перед заступлением на вахту.
Действенным средством профилактики морской болезни является сон, в процессе которого у большинства членов экипажей морских судов явления укачивания уменьшаются или совершенно проходят. После сна эти явления не появляются в течение нескольких часов.
Большое значение для предупреждения морской болезни имеет организация питания на корабле. Как уже упоминалось, воздействие качки тормозит секреторную, кислотообразующую и двигательную функции желудка у моряков и летчиков после качаний и влечет за собой увеличение диспепсических проявлений. Поэтому целесообразно в период плавания отдавать предпочтение нежирному мясу, бульонам, овощным супам, щам, рассольникам, сельди, сокам и др., которые вызывают обильное сокоотделение, быстрое переваривание и усвоение пищи. В результате компенсаторный характер реакции (особенно в начале плавания) нарушается в меньшей степени.
После приема овощных супов, щей, рассольников, огурцов, помидор, сельди самочувствие моряков улучшается. Пищу следует принимать небольшими порциями. Горячая пища во время качки переносится плохо. Необходимо учитывать также, что жидкая пища оказывает меньшее механическое воздействие на рецепторы желудочнокишечного тракта. С получением прогноза о предстоящем шторме пищу целесообразно принимать за полтора часа до начала качки судна, так как желудочнокишечная симптоматика более выражена при укачивании сразу после еды. Рекомендуется принимать во время еды ацидинпепсин, а в питьевую воду и чай желательно добавлять клюквенный экстракт. Необходимо следить за полноценностью белкового состава пищевого рациона.
Эти рекомендации относятся преимущественно к морской форме укачивания, но они могут использоваться при организации питания летного состава при скрытых формах воздушной болезни и при организации питания транзитных пассажиров, заболевших воздушной болезнью.
Перечисленные санитарногигиенические мероприятия в общем комплексе мер борьбы с укачиванием занимают важное место.
Сосание лимона во время качки было, повидимому, одним из первых профилактических и лечебных средств при морской болезни. Можно применять карамель «Взлетная», жевательную резинку, глубокое и ритмичное дыхание – восемь – десять раз в минуту (при опускании палубы вдох, при подъеме – выдох). Отвлекающими средствами являются также обтирание лица и шеи холодной водой, фиксация зрением горизонта, напевание ритмичных мотивов, прием щавелевой или лимонной кислот, различных пряностей, согревающих компрессов, холод на область позвоночника и многие другие подобные средства.
Эти средства малоэффективны как в профилактическом, так и в лечебном отношениях. Однако, если другие способы и препараты применять невозможно, то их рекомендация является оправданной при индивидуальном подходе.
Определенную роль в профилактике укачивания играет психогигиена и психопрофилактика, направленные на изучение нервнопсихического здоровья моряков и летчиков и предупреждение нервнопсихических расстройств – раннее распознавание болезненных нервнопсихических реакций и состояний, а также создание наиболее благоприятных условий для психической деятельности членов экипажей судов, самолетов.
Прежде всего необходимо соблюдать гигиену умственного труда, исключать чрезмерные формы психического напряжения, правильно организовывать период адаптации молодых моряков и летчиков, предотвращать факты психической травматизации. Должна проводиться повседневная разъяснительная работа с членами экипажей судов, самолетов, пассажирами. На наглядных примерах необходимо убеждать, что проявление укачивания во многом зависит от поведения самих людей.
Следует принимать меры по психической закалке, т. е. выработке необходимых эмоциональноволевых качеств, умению управлять эмоциями и преодолевать страх, быть требовательным к себе, смелым, а также формировать правильные, предусмотренные уставами и наставлениями взаимоотношения между должностными лицами.
Явления укачивания уменьшаются при выполнении ответственных заданий и поручений. Бодрое, приподнятое настроение, стремление обязательно выполнить порученное дело и во что бы то ни стало добиться успеха отвлекают внимание от развития симптомокомплекса укачивания. Описаны многочисленные случаи, когда укачавшиеся до полной потери работоспособности люди в ответственный момент, особенно в опасных ситуациях (бой, авария корабля, сигналы SOS и др.) выходят из состояния укачивания и выполняют свои служебные обязанности. Во время Великой Отечественной войны чувство ответственности каждого матроса, старшины и офицера за судьбу корабля, за исход боя, операции являлось мощным профилактическим средством, полностью предупреждало укачивание.
Определенную эффективность при профилактике укачивания имеют методы внушения и самовнушения. Приводим формулу внушения, применявшуюся Р. А. Окуневым для профилактики искусственного укачивания.

Первая часть. Внушение успокаивающего, общеукрепляющего действия. Например: «Дыхание спокойное, ровное, глубокое; никаких волнений, никаких беспокойств; полный покой, полный отдых; с каждым моим словом, с каждым дыханием, с каждой секундой вы все глубже погружаетесь в приятный сон, в приятный гипнотический сон; сон, во время которого ваш организм здоровеет и укрепляется; продолжайте засыпать глубже, еще глубже. Каждое мое слово, каждый звук моего голоса, каждое мое внушение глубоко проникают в ваш организм, в ваш мозг, в вашу нервную систему, навсегда закрепляются там и производят свое могучее лечебное действие, укрепляя ваш организм, вашу волю, вашу нервную систему, и навсегда освобождают вас от всех неприятных ощущений так называемой морской болезни, навсегда избавляют вас от всех неприятностей укачивания. Вы чувствуете, как тяжелеют и слипаются веки, закрываются глаза, как по всему вашему телу проходит приятная тяжесть, приятная теплота. Вам удобно, хорошо и приятно лежать, отдыхать, спать; все ваши мускулы расслаблены, отдыхают. Спать, спать, спать».
Вторая часть. Внушение, непосредственно направленное против симптомокомплекса укачивания. Например: «После наших сеансов у вас навсегда исчезнут и не появятся вновь все неприятные ощущения, бывшие у вас ранее при вращении в специальном кресле. Как бы вас ни вращали в кресле, как бы ни укачивали, вы себя будете чувствовать хорошо и спокойно; у вас не будет ни головокружения, ни тошноты, ни рвоты. Повторяю, как бы вас ни вращали в кресле, как бы ни укачивали – никаких неприятных ощущений у вас не будет. А сейчас вы отдыхайте, вам приятно и хорошо, нет никаких неприятных ощущений. Точно так же хорошо и спокойно вы будете чувствовать себя при повторном вращении в кресле. У вас не будет ни тошноты, ни рвоты, ни головокружения, ни головной боли; наоборот, вы будете чувствовать себя бодрым, здоровым, жизнерадостным. Итак, закрепляю оказанное: как бы вас ни вращали в кресле, как 5ы ни укачивали – у вас не будет ни малейшей тошноты, нималейшей рвоты, ни малейшего головокружения и чувствовать вы себя будете хорошо и спокойно».
Третья часть. Внушение, закрепляющее все вышесказанное: Например: «Дыхание спокойное, ровное, глубокое, как в обычном сне. Продолжайте спать глубже, еще глубже. Сейчас все вы без исключения находитесь в особом гипнотическом состоянии. Это состояние наступило постепенно, незаметно для вас, вы его совершенно не замечаете и не ощущаете, но тем не менее все мои внушения, все мои слова закрепились в вашей нервной системе, в вашем мозгу и оказывают свое могучее действие, укрепляя ваш организм и предупреждая появление неприятныхощущений при вращении в кресле. Итак, закрепляю сказанное: как бы вас ни вращали, как бы ни укачивали, у вас не будет никаких неприятных ощущений, ни тошноты, ни рвоты, ни головокружения и вы будете чувствовать себя превосходно, бодро и жизнерадостно. А сейчас се?чс заканчивается. Вы продолжаете отдыхать, продолжаете спать. Постепенно гипнотическое состояние, в котором все вы сейчас находитесь, перейдет в обычный ночной сон. Утром вы проснетесь с прекрасным настроением, бодрые и жизнерадостные. Вы знаете, что эти сеансы укрепляют ваше здоровье, вашу нервную систему, повышают работоспособность. Дыхание спокойное, ровное, глубокое; продолжайте спать, продолжайте спать».

Эффективность профилактики искусственного укачивания в зависимости от глубины гипнотического сна (по Р. А. Окуневу) представлена в табл. 5.
Данные многих исследователей свидетельствуют, что даже при достижении лишь состояния дремоты или просто покоя гипнотические сеансы дают неплохой эффект. Гипнотические сеансы, как индивидуальные, так и массовые, применялись и в условиях корабля. Для массовых сеансов использовались магнитофоны и корабельная радиотрансляция.
Гипнотические сеансы следует проводить преимущественно в вечернее время, перед сном, через день, в течение месяца.
Несмотря на эффективность гипнопсихотерапии против укачивания, применять ее следует крайне осторожно изза возможного возникновения так называемого отрицательного внушения, а также изза недостаточной психотерапевтической подготовки судовых и авиационных врачей. Метод психопрофилактики укачивания можно применять для отдельных лиц по специальным показаниям и для пассажиров. Почти четвертая часть людей плохо поддается гипнотическому воздействию, вследствие чего предлагается сочетать гипнотерапию укачивания с применением фармакологических средств.
Для профилактики и лечения укачивания предложено много фармакологических средств, что объясняется, повидимому, неполным знанием физиологических механизмов, различными формами проявления укачивания, и, главное, особенностями деятельности тех лиц, которые подвергаются лечению. Важно, чтобы средство против укачивания членов экипажей судов и самолетов было достаточно эффективным, лишено побочных эффектов и не снижало работоспособности. Все лекарственные вещества, применяемые для профилактики и лечения морской болезни, условно можно разделить на ряд групп.
Средства, преимущественно понижающие парасимпатический тонус центральной нервной системы. Выделение этих средств в особую группу объясняется тем, что многие исследователи в генезе укачиваниязначительную роль отводили возбуждению парасимпатической нервной системы: лица с повышенной возбудимостью, как правило, укачиваются. Многие проявления морской болезни напоминают симптомывозбуждения парасимпатической нервной системы.
Эта группа фармакологических средств состоит из холинолитичеекого действия: атропина, его производных и заменителей, атакже скополамина и гиосциамина. Они исследовались неоднократно как сами по себе, так и в различных комбинациях, и, по мнению многих авторов, все обладают защитным эффектом при укачивании.
Большинство исследователей отдает предпочтение скополамину. До сих пор он остается одним из самых эффективных средств при укачивании. Это привело к тому, что скополамин в настоящее время принят в качестве стандарта. С ним обычно сравнивают все препараты, эффективность которых исследуется при укачивании. Скополамин наиболее эффективен в дозах 0,6–1 мг, хотя его защитный эффект проявляется и при меньших дозах. Во избежание побочных эффектов не рекомендуется превышать дозы 0,65–0,75 мг. Порошки и таблетки, содержащие скополамин, предпочтительно принимать приблизительно за час до начала качки. Эффективность этого препарата достаточно высока при качке, продолжающейся до двух суток.
К сожалению, скополамин, как и другие алкалоиды белладонны, не лишен побочного действия. Из периферических симптомов этого действия на первый план выступают явления, связанные с блокадой периферических холинергических структур: сухость во рту, сухость кожи, расстройство зрения, иногда тахикардия. Из центральных признаков интоксикации отмечаются сонливость, головокружение, чувство своеобразного опьянения или возбуждения. Объективными тестами удается обнаружить различные нарушения умственной деятельности. Все эти эффекты слабо выражены при однократном применении средних доз (0,65–1 мг) препарата. Опасность появления серьезных побочных эффектов возникает при систематическом применении препарата в условиях длительного плавания. Возможно, путь рациональной комбинации скополамина с другими средствами, повышающими эффективность и устраняющими побочные эффекты, является более перспективным.
Атропин оказывает защитный эффект только при некоторых формах укачивания.
Из синтетических заменителей алкалоидов белладонны только фенгиотаримид и циклодол (тригексифенидил, артан) оказывают защитный эффект при морской болезни. Бензтропин также предупреждает морскую болезнь, но он менее эффективен, чем другие средства. В некоторых исследованиях и пентафен оценивается как эффективный препарат.
Предпринимались попытки уменьшить тонус парасимпатического отдела центральной нервной системы за счет усиления симпатического. Для этого использовались вещества антихолинэстеразного (прозерин) и адреномиметического действия (адреналин, эфедрин и т. д.). Так, установлено, что при приеме адреналина устойчивость к качаниям повышается, а введение прозерина иэфедрина уменьшает вестибуловегетативные реакции.
Средства, снижающие возбудимость центральной нервной системы. В эту группу входят препараты снотворного и антигистаминного действия, а также вещества типа аминазина.
Из снотворных наиболее эффективным является мединал, который вызывает иррадиацию тормозного процесса вкоре головного мозга, а также снижает возбудимость стволовой части мозга и находящихся здесь вегетативных центров. Положительный эффект применения мединала в предупреждении морской болезни выявлен в 67,3 процентах случаев. Наибольшая разовая доза – 1 г. Назначать мединал следует за 40–60 минут до начала или в самом начале качки. Продолжительность действия такой дозы до восьми часов. При необходимости можно повторить прием этого лекарства после окончания его действия, но в половинной дозе. Побочные эффекты от приема мединала (выраженная сонливость, головные боли) снижают работоспособность.
Хлоралгидрат в дозе 0,5–1,5 г обладает еще большей эффективностью, он почти всегда предупреждает развитие укачивания. Однако изза резко выраженного побочного действия (сонливость, оглушенность, нарушение восприятия и т. д.) его следует применять в исключительных случаях.
Довольно широкое распространение в профилактике и лечении укачивания получили препараты брома и его производные, усиливающие процессы внутреннего торможения.
Антигистаминные препараты, применяемые при морской болезни, снимают спазм гладкой мускулатуры, оказывают местноанестезирующее и седативное действие, сходное с действием нейроплегиков. Типичными представителями их являются димедрол и драмамин. Димедрол обычно применяют в дозе 50 мг, драмамин – 100 мг дватри раза в сутки. Как правило, они предупреждают укачивание у половины чувствительных к качке лиц. Эти препараты рекомендуется выдавать при качке продолжительностью более суток. К этому классу соединений относятся и такие препараты, как циклизин, хлорциклизин, меклизин, цинаризин и буклизин.
Циклизин в дозе 50 мг достаточно эффективен как при однократном применении для защиты на короткий период, так и при систематическом применении в условиях длительной качки. Профилактический эффект наступает уже после приема 15 мг циклизина. Меклизин выгодно отличается от других препаратов. Однократное применение меклизина в дозе 50 мг обеспечивает длительный защитный эффект при укачивании. Хлорциклизин обладает также довольно продолжительным профилактическим действием, но менее эффективен, чем циклизин. Есть данные о применении буклизина в дозе 50 мг три раза в день.
Кроме названных, можно применять против укачивания ангигистамийные препараты фенотиазинового ряда – дипразин (прометазин, фенерган, пипольфен), парфезин (это – пропазин, парсидол); изофенерган. Из препаратов этого ряда более эффективным является дипразин в дозе 25 мг дватри раза в сутки. Довольно широкое распространение в борьбе с укачиванием получили препараты брома и его производные.
Как правило, все антигистаминные препараты обладают седативным действием. Поэтому основным побочным эффектом этих средств является сонливость, которая отмечается при применении димедрола, парфезина и дипразина. Выраженная депрессия наблюдается и после применения драмамина. Меклизин обладает меньшими побочными эффектами, хотя после приема его в ряде случаев также отмечается сонливость. Наряду с этим регистрируется снижение умственной деятельности, координации движений и др.
Очень часто при использовании антигистаминных средств наблюдаются побочные явления, связанные с их холинолитическими свойствами: сухость во рту, нарушение зрения. Эти явления более всего выражены при применении таких антигистаминных препаратов, как дипразин и парфезин, обладающих значительной холинолитической активностью.
Средства, повышающие неспецифическую сопротивляемость организма. К этой группе относятся витамины, дибазол, женьшень, элеутерококк, китайский лимонник и др. Из витаминных препаратов пиридоксин оказывает хороший эффект при приеме внутрь, а еще лучший при назначении в виде свечей. Прием пиридоксаля 5фосфата в дозе 25–50 мг улучшает состояние лиц с явлениями укачивания. Добавление к этому препарату аденозинтрифосфорной кислоты усиливает его лечебное действие. Прием пиридоксаля способствует нормализации пиридоксинового и белкового обменных процессов, повышает вестибулярную устойчивость, улучшает функциональное состояние желудка и, прежде всего, его пепсиногенообразующую функцию. Рекомендуется выдавать данный препарат по 15–45 мг в сутки. Промышленность выпускает поливитаминный препарат аэровит следующего состава (из расчета на одну таблетку): ретинол 0,002 г, тиаминхлорид 0.0022 г (или тиаминбромид 0,00258 г), рибофлавинмонофосфат 0,002 г, пиридоксингидрохлорид 0,01 г, цианкобаламин 25 мкг, аскорбиновая кислота 0,1 г, токоферолацетат 0,02 г, никотинамид 0,015 г, витамин Р 0,05 г, фолиевая кислота 0,0005 г, пантотеновая кислота 0,01 г.
Длительный (7–12 дней) прием препарата способствует повышению вестибулярной устойчивости, нормализует белковый, гормональный и другие виды обмена, оказывает тонизирующее действие, повышает умственную и физическую работоспособность. При длительном плавании его следует принимать по однойдве таблетки в день.
Дибазол в дозе 10–20 мг предупреждает резкое снижение возбудимости зрительного анализатора и повышает устойчивость к качке примерно у 70–80 процентов лиц.
Преимущество препаратов этой группы заключается в том, что их побочное действие наблюдается редко, а работоспособность от их приема не снижается. Применение этих средств в целях профилактики и лечения морской болезни несомненно оправдано.
Рекомендуются также лекарственные смеси. Смысл их применения заключается в том, что они оказывают многостороннее положительное влияние как на высшие, так и на вегетативные отделы центральнойнервной системы. Примером их является смесь, называемая плавефин. В ее состав входят: платифиллинбитартрата – 0,005; кофеина – 0,1; бромистого калия – 0,15; папаверина – 0,03. Бром и кофеин повышают силу возбудительного процесса, платифиллин снижает тонус парасимпатической нервной системы. Эффективность данной смеси при морской болезни высокая. Плавефин особенно эффективен при приеме за 30–60 минут до воздействия качки.
Широкое применение при лечении морской болезни получили смеси: пентафен, димедрол и кофеин; дифазин, димедрол и кофеин; аминазин, димедрол и кофеин. Наиболее действенной оказалась смесь с дифазином (74 процента) в прописи: дифазин – 0,05, димедрол – 0,05, натрийбензойная соль кофеина 0,3. Смесь не оказывает побочных влияний и не снижает работоспособности. Смесь, состоящая из мединала – 1,0 и натрийбензойной соли кофеина – 0,2, является эффективной при укачивании на море в 84,5 процентах случаев.
В профилактике укачивания применяются также лекарственные смеси НИИ МГА. Отдельные препараты и лекарственные смеси в профилактике укачивания по убыванию своей эффективности в сравнении с эффективностью скополамина (эффективность скополамина принята за 100 процентов) могут быть расположены в такой ряд: скополамин (1,2 мг) с фенаминам (20 мг) – 450 процентов, дипразин (25 мг) с фенамином (10 мг)– 377, феплавин, две дозы – 360, дипразин (25 мг) с кофеином (200 мг) – 262, дипразин (25 мг) – 203, феплавин, одна доза – 186, плавефин, две дозы – 186, дибазол (20 мг) – 175, карамель «Взлетная» – 171, плавефин, одна доза – 143, фенамин (20 мг) – 117, скополамин (1,2 мг) – 100, фенамин (10 мг) – 95, кофеин бензоат натрия (200 мг) с барбиталом натрия (1,0 мг) – 86, аминазин (50 мг) – 71 процент.
Симптоматические средства. Эта группа лекарств заслуживает широкого применения при лечении морской болезни. Терапия должна быть направлена прежде всего на нормализацию нарушений функций нервной и сердечнососудистой систем, желудочнокишечного тракта, а также обмена веществ, электролитного и кислотнощелочного состояния тканей организма. Лечение морской болезни должно проводиться комплексно и в то же время дифференцированно, с учетом особенностей клинической картины, степени ее выраженности, общего состояния здоровья укачиваемого.
Так, при преобладании диспепсического синдрома (желудочнокишечная форма), что наблюдается особенно часто у лиц с заболеваниями желудочнокишечного тракта, показано назначение анестезина по 0,25 три раза в день или новокаина 0,25 % – 30,0 три раза в день. Как известно, анестезин (новокаин) местно подавляет все виды чувствительности и в какойто мере тормозит двигательную функцию желудка, что является существенным в борьбе с болью. Кроме местного действия, анестезин (новокаин), всасываясь в кровь, оказывает и общее седативное действие. Можно применять и другие препараты, используемые для лечения заболеваний желудочнокишечного тракта, такие как атропин, белладонну, платифиллин, папаверин, пепсин с соляной кислотой.
При превалирующих нарушениях сердечнососудистой деятельности (сердечнососудистая форма) необходимо принимать валидол, а также препараты, обычно применяемые при данном виде паталогии: корвалол, валокардин, капли Зеленина, Вотчала и др.
В тех случаях морской болезни, когда преобладают неврологические симптомы (нервная форма), оправдано назначение аминазина по 0,25–0,05 три раза в день после еды, настойки валерианы по 20–30 капель три раза в день или по одному драже три раза в день, триоксазина по 0,3 три раза в день, эуноктина по 0,01 на ночь, смеси с мединалом, анальгетиков и др. Эти же препараты следует назначать с профилактической целью лицам, предрасположенным к морской болезни за 20–30 минут до начала предполагаемой качки, исходя из прогноза погоды и предвестников укачивания.
Борьба с укачиванием ведется и с помощью других средств. Наиболее интересным является метод применения гидрокарбоната натрия и калия для нормализации электролитного, кислотнощелочного состояния тканей организма и опосредованного влияния на деятельность сердечнососудистой системы, дыхательной системы и почек.
С этой целью предложено 3–5–7 внутривенных капельных введений 150 мл 4% гидрокарбоната натрия (2 мл на 1 кг массы тела) с трехдневным интервалом между инъекциями. Скорость введения 10–15 мл в минуту. Эффективным является внутривенное капельное введение хлорида калия и гидрокарбоната натрия в одном растворе (50 мл 2% раствора хлорида калия и 150 мл 4% раствора гидрокарбоната натрия). Устойчивость к сильным штормам у лиц, подверженных морской болезни, после введения этих препаратов значительно возрастала, и они сохраняли полную работоспособность при качке на протяжении многих месяцев. Количество инъекций зависит от степени тяжести течения морской болезни. Отрицательных явлений при введении этих растворов не отмечается.
Для профилактики морской болезни вводить гидрокарбонат натрия и хлорид калия следует в стационаре за дветри недели до выхода в море. После введения препаратов рекомендуется находиться в стационаре одиндва часа. Профилактический курс лечения необходимо сочетать с активным двигательным режимом.
Эффект, как правило, удерживается в течение нескольких месяцев.
Гидрокарбонат натрия и калия можно вводить также ректально в свечах, содержащих 0,7–0,5–0,3 г гидрокарбоната натрия или 0,5 г гидрокарбоната калия. Суммарная доза гидрокарбоната, вводимого в свечах, должна равняться суммарной дозе препарата, вводимого за весь курс внутривенных инъекций. Лицам, страдающим морской болезнью тяжелой степени, вводят за курс лечения 30–45 г, при легкой степени – 18–24 г гидрокарбоната натрия. Ректально обычно начинают вводить растворы за тричетыре недели до выхода в море. Можно применять и комбинированный способ лечения и профилактики морской болезни – двечетыре внутривенные инъекции гидрокарбоната натрия и хлорида калия с трехдневным интервалом и ежедневное в течение двух недель ректальное введение гидрокарбоната натрия в свечах. Этот способ более эффективен и позволяет сократить сроки лечения.
При появлении симптомов укачивания рекомендуется повторить введение гидрокарбоната натрия и хлорида калия, но по сокращенной схеме. Растворы гидрокарбоната натрия и хлорида калия должны быть стерильными, срок хранения один месяц. При истечении срока хранения растворы необходимо подвергнуть автоклавированию при давлении полутора атмосфер в течение десяти минут.
При отсутствии гидрокарбоната натрия и хлорида калия для коррекции водносолевого обмена можно, применять 5 % раствор глюкозы или солевые кровезаменители, противошоковые жидкости.
После введения растворов гидрокарбоната натрия и хлорида калия в условиях длительных и сильных штормов происходит нормализация функционального состояния сердечнососудистой системы, электролитного баланса и кислотнощелочного состояния в тканях. Бледность и тошнота уменьшаются, рвота прекращается появляется аппетит и т. д.
Данный метод лечения следует применять в основном при тяжелой форме морской болезни.
Несколько уменьшает явление укачивания принятие так называемой позы Квикса – горизонтальное положение, спиной вниз с резко запрокинутой назад головой («минимальное» положение головы для отолитовой рецепции по Квиксу). Лучше переносится укачивание и при так называемой морской походке, при которой несколько смещается вниз центр тяжести, увеличивается площадь опоры и в большей степени оказывается активное противодействие качке. Иногда эффективным оказывается стягивание живота.
Наряду с вышеизложенным необходимо также проводить меры по уменьшению качки судна (включать стабилизаторы качки).

* * *

Развитию укачивания способствует все то, что отрицательно сказывается на функциональном состоянии организма. Это прежде всего факторы внешней среды – повышенная температура и влажность воздуха, недостаточная вентиляция помещений, шум, вибрация, различные химические вещества в воздухе. Существенными факторами, способствующими возникновению укачивания, являются заболевания внутренних органов: язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, хронические гастриты, в основном, с пониженной секреторной и кислотообразующей функцией, хронические холециститы, мочекаменная болезнь, а также функциональные и органические заболевания центральной нервной системы, нарушение гемодинамики. Укачивание способствует развитию новых и обострению хронических заболеваний желудочнокишечного тракта, сердечнососудистой системы и других. Способствуют укачиванию курение, употребление алкоголя, длительные волнения, переживания, страхи и другие вредные факторы и причины. Необходимо также иметь в виду, что подверженность людей укачиванию зависит от особой конституциональной предрасположенности организма.
Устранение факторов, способствующих возникновению и развитию укачивания, является одним из основных методов профилактики укачивания.
Укачивание может развиваться на различных видах транспорта и протекает в виде выраженного и скрытого вариантов. При выраженном варианте укачивания функциональные нарушения происходят почти во всех органах и системах. Прежде всего они наблюдаются в нервной системе, сердечнососудистой системе, в органах желудочнокишечного тракта, эндокринной системе и обмене веществ. Все это приводит к снижению, а подчас и полной потере при укачивании как умственной, так и физической работоспособности. В зависимости от выраженности функциональных нарушений организма укачивание может быть тяжелой, средней и легкой степени. Клиническая картина укачивания зависит от индивидуальных особенностей организма, силы, длительности качки и способствующих факторов. Она характеризуется большим разнообразием симптомов. В основном наблюдаются симптомы со стороны нервной системы и желудочнокишечного тракта. У лиц, страдающих различными заболеваниями и особенно заболеваниями нервной системы и желудочнокишечного тракта, укачивание наблюдается почти во всех случаях и протекает оно тяжелее, чем у здоровых людей.
Таким образом, укачивание представляет собой сложный симптомокомплекс, отрицательно влияющий на выполнение поставленных задач, безопасность плавания и полетов, в том числе и космических, а также на достижение спортивных результатов при использовании водного, воздушного, автомобильного и других видов транспорта. Вот почему с причинами укачивания, клинической картиной этого состояния, профилактикой и лечением его, кроме работников медицинской службы, должны быть знакомы все, кто обслуживает и пользуется транспортом (особенно водным и воздушным), а также те, кто занимается военнотехническими видами спорта в системе ДОСААФ СССР.
Борьба с укачиванием является одной из первостепенных задач современной медицины. И это не легкая задача. Проблема профилактики и лечения укачивания пока не может считаться решенной. До сих пор борьба с этим недугом носит чисто эмпирический характер. Трудно назвать лекарственные средства, которые бы не применялись против укачивания. В основном они подбирались экспериментально, в искусственных условиях.
Вот почему автор предлагаемой читателю брошюры, имеющий большой опыт плавания на кораблях и занимавшийся проблемой укачивания, предлагает не какойто универсальный метод лечения и профилактики укачивания, а комплексный – с учетом клиники укачивания, причин его возникновения, факторов, способствующих укачиванию, состояния здоровья лиц, подвергающихся укачиванию, и возможностью применения того или иного метода.
Профилактика и лечение укачивания должны проводиться прежде всего путем устранения факторов, способствующих возникновению и развитию укачивания, проведения оздоровительных мероприятий по укреплению организма, специального отбора кандидатов в плавающий и летный составы, проведения специальных тренировок по повышению статокинетической устойчивости организма, применения психогигиены и психопрофилактики, использовании специальных фармакологических средств.
Нет сомнения, что при бурном развитии в организациях ДОСААФ военноприкладных видов спорта рекомендации данной брошюры будут приняты на вооружение и послужат благородному патриотическому делу подготовки всесторонне развитого пополнения для славных Вооруженных Сил – верного защитника и надежного стража созидательного труда советского народа, всех народов стран социалистического содружества.

«Укачивание, его профилактика и лечение»: Издательство ДОСААФ, СССР; Москва; 1981